Всё полезное и необходимое
на каждый день

(499) 729-66-10

jk-press@list.ru

Издательство с 1993 года выпускает в свет журналы по правовой тематике

+7 (499) 729-66-10

jk-press@list.ru

125424, г.Москва,

Волоколамский пр-д, 1

 

Вопросы совершенствования алиментного законодательства

 

По инициативе Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ в конце июня 2009 г. состоялся «круглый стол» по проблемам совершенствования алиментного законодательства в нашей стране



Семейный кодекс РФ (СК РФ), вступивший в силу 1 марта 1996 г., закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания – алиментов.

Однако десятилетняя практика применения СК РФ показывает, что не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону имеющие право на получение алиментов, могут реализовать своё право в действительности.

Среди причин сложившейся ситуации – сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, невысокий уровень заработной платы и (или) дохода, отсутствие в законодательстве минимального размера алиментов, что приводит на практике к взысканию алиментов в ничтожно малых размерах.

Ряд специалистов считают, что решение задачи экономического благополучия несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения одного из родителей (или потерявших обоих), в некоторых аспектах обусловлено дальнейшей оптимизацией алиментных отношений родителей и детей.

Проведённые исследования, например в ИЭ РАН (Л.С. Ржаницына, Т.А. Гурко), показывают, что  проблема уплаты алиментов касается примерно 4,5 млн. детей. В 2006 г. средний размер выплачиваемых алиментов составлял 1,6 тыс. рублей в месяц. При этом у 25% семей, получавших алименты, размер этих выплат не превышал 500 рублей, а у 13% – 300 рублей. Но даже столь скромные суммы получают менее трети семей, имеющих право на алименты.

В соответствии с действующим законодательством, в случае уклонения родителя от уплаты алиментов, если такой родитель находится в розыске, назначается так называемое алиментное пособие, которое впоследствии, после установления местонахождения родителя-должника, взыскивается с него в местный бюджет.

В настоящее время средняя сумма указанных выплат составляет от 105 рублей в месяц (например, в Воронежской, Курской, Сахалинской и ряде других областей) до 450 рублей (например, в Москве). В 2008 г. в Москве размер указанных выплат увеличен до 1000 рублей на одного ребёнка в месяц.

В последние годы всё чаще выдвигаются предложения ввести некий государственный минимальный стандарт алиментов, который предлагается исчислять в процентном отношении от официального прожиточного минимума на ребёнка (такой порядок существует сегодня, например, на Украине), который должен определяться по каждому региону страны отдельно. Указанный стандарт должен быть установлен федеральным законом на год и затем систематически пересматриваться в связи с ростом прожиточного минимума.

В настоящее время роль минимального стандарта выполняет или минимальная, или средняя зарплата.

Минимальный стандарт алиментов облегчает судебное производство, в том числе и исполнение судебных решений, при этом ничего не меняя в правах на пособия для малообеспеченных семей, жилищную дотацию и т.п.

Эта выплата может заменить собой действующее ныне региональное пособие для детей из малообеспеченных семей, не получающих алименты в связи с уклонением родителей от их уплаты. Кроме того, предполагается, что алиментное пособие будет выплачиваться и семьям, которые ныне не проходят по категории малообеспеченных, но существенно теряют в уровне доходов после развода: семья с матерью, выполнявшей до развода функции домохозяйки; безработная мать; хронически больной ребёнок; семья, где до развода родителей дети обучались в платных учебных учреждениях; дети, чьи родители отбывают уголовное наказание, и т.п.

Возражения против введения государственного минимального стандарта нередко связаны с пониманием стандарта как гарантии выплат из государственного бюджета в случае, если реальные платежи родителей до установленного минимума «не дотягивают», что ставит детей в разведённых семьях в преимущественное положение по сравнению с остальными низкодоходными семьями.

В целях улучшения системы алиментных отношений предлагается также модернизировать учёт доходной базы, с которой удерживаются алименты. В современных условиях объектом для исчисления алиментов может быть любой доход или собственность в качестве его замещения.

Дискуссионным является вопрос о доходах социального характера, которые надо учесть при начислении алиментов. Предлагается социальные поступления алиментоплательщиков разделять на две группы: по источникам и по целям. Группа социальных выплат, имеющая источником доходы от труда и занятости, должна быть включена в алиментообразующую базу: трудовые пенсии и пенсии за гражданскую и военную службу, выплаты по временной нетрудоспособности (по болезни), социальные выплаты и стоимость социальных услуг за счёт предприятия и организации (оплата служебного жилья, питания и др.), материальная помощь (за некоторым исключением), средства от благотворительности. При этом предлагается не учитывать социальную компенсацию натуральной льготы в связи с потребностью в лекарствах и санаторном лечении, выплаты «чернобыльцам», страховые выплаты по ОСАГО, государственную помощь беженцам и др.

Уточнение алиментообразующей базы доходов – этап необходимый, но недостаточный. Следует улучшать государственную статистику, а также преодолевать слабость исполнительного производства.

Основная часть неплательщиков алиментов – лица в возрасте 30–49 лет. В последние годы среди неплательщиков значительно выросла доля женщин. Среди «злостно уклоняющихся» крайне велико число лиц с асоциальным поведением – алкоголики, лица без определённого места жительства и т.д. Однако работа с ними ведётся фрагментарно.

Есть и объективные проблемы, влияющие на качество исполнительного производства: нотариально удостоверенное соглашение между родителями об уплате алиментов формально приравнено к исполнительному листу, выданному судом, однако на практике исполнительный лист при принудительном взыскании имеет преимущества; в законодательстве недостаточно чётко прописан механизм обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя, отсутствует материальная ответственность приставов-исполнителей за вред, причинённый гражданину бездействием (неправильным действием); в паспорт родителей вписываются только дети, не достигшие 14 лет, при обмене паспорта не ставится штамп о разводе и т.д.

Ко всему этому необходимо добавить низкую оплату труда приставов-исполнителей, отсутствие на их рабочих местах современной техники, непрестижность профессии.

Всё чаще слышны предложения о восстановлении структур типа ЛТП для трудовой реабилитации алкоголиков, а также об организации арестных домов для лиц, имеющих финансовые задолженности.

Высказываются предложения о создании многофункциональной государственной организации (Государственный алиментный фонд), которая осуществляла бы координацию работы в данной области, а также выплату пособий, юридическую поддержку при разводе или в период розыска алиментоплательщика и т.д.

Подобные структуры уже действуют в ряде стран: Государственное исполнительное агентство по предоставлению содержания детям в Великобритании, Гарантийный фонд в Латвии, Федеральное бюро по алиментам в Нидерландах и т.д.

В западных странах существует два типа алиментов и два разных термина для их обозначения: на содержание детей и собственно супружеские алименты.

Страны различаются, прежде всего, принципами начисления алиментов. Формулы исчисления суммы разнообразны в отдельных зарубежных странах, а в США они разнятся и в отдельных штатах. Два главных подхода для расчёта алиментов – от доходов родителя или от расходов на ребёнка – часто комбинируются. Формулы расчётов могут учитывать и доход родителя, проживающего с ребёнком, и собственно расходы на ребёнка, исходящие из принципа сохранения его уровня жизни до развода.

Доходы родителя, проживающего отдельно, также учитываются по разным основаниям, применяется разный долевой принцип удержаний из них. Часто имеются градации возраста ребёнка для пересмотра суммы алиментов по мере того, как растут его потребности. Во многих западных странах учитывается время, которое не проживающий с ребёнком родитель проводит с ним у себя дома. Степень обязательности формул определения алиментов в суде тоже неодинакова, где-то они существуют как общий ориентир, где-то жёстко регламентируют объём выплат. Страны также отличаются наличием (отсутствием) фиксированной минимальной суммы выплат (например, для безработных).

Во многих странах продление возраста, до которого должны выплачиваться алименты, связано с продолжением ребёнком своего образования.

Ряд исследователей считают, что для нашей страны наиболее полезен опыт США и ФРГ.

В США существует отработанная структура для решения проблемы с выплатой алиментов и преодоления детской бедности и бедности семей с одним родителем.

В ФРГ размер алиментов зависит от доходов того из родителей, кто проживает отдельно от ребёнка. Чем выше его доходы, тем, соответственно, и выше размер алиментов, который определяется по специальной таблице. Доходы родителя, с которым проживает ребёнок, не учитываются.

Право на содержание имеет и нуждающийся родитель, с которым проживают несовершеннолетние дети. Это право не зависит от того, как долго длился брак: один день или 20 лет.

Право на алименты на содержание ребёнка имеет и женщина, родившая ребёнка вне брака.

 

По инициативе Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ в конце июня 2009 г. состоялся «круглый стол» по проблемам совершенствования алиментного законодательства в нашей стране.

Как сообщила Н.В. Герасимова, заместитель председателя Государственной Думы РФ, подготовлены ряд законопроектов, направленных на преодоление самых насущных проблем в сфере выплаты алиментов.

В частности, предлагается внести дополнения в ст. 81 СК РФ и установить минимальный размер алиментов, взыскиваемых с родителей, в размере не менее 1200 рублей в месяц независимо от количества детей, на которых уплачиваются алименты.

Предлагается также дополнительно начислять не менее 10% на суммы ежемесячного пособия на ребёнка, выплаченные в период розыска его родителей (или одного из них), уклоняющихся от уплаты алиментов.

Предлагается также внести изменения и дополнения в исполнительное законодательство, что должно сделать более эффективной работу судебных приставов-исполнителей с плательщиками (а точнее – со злостными неплательщиками) алиментов.

По мнению Е.Б. Мизулиной – председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ, в нашей стране дисциплина родителей в отношении своих алиментных обязательств по отношению к их несовершеннолетним детям оставляет желать лучшего. Действующее законодательство не делает родителей более ответственными и не стимулирует их к тому, чтобы они исполняли свои родительские обязанности по содержанию детей. В результате дети, которые остаются без родителей (например, с бабушкой или дедушкой) или с одним из родителей после расторжения между ними брака, оказываются, как правило, в более бедственном материальном положении, чем дети, которые живут в полной семье.

В России 94–95% семей с одним родителем – это матери, воспитывающие своих детей. На плечи женщин, в одиночестве воспитывающих своих детей, ложится значительная материальная нагрузка, и если второй родитель (как правило, это отец) не выплачивает алименты, то материальное положение такой семьи становится трудным. При этом нужно учитывать, что средний доход женщин ниже, чем у мужчин: женщины работают на менее оплачиваемых должностях либо в тех сферах, где более низкий уровень заработной платы (например, в сфере образования или медицины, в учреждениях культуры). В таких отраслях, как тяжёлая или добывающая промышленность, средний уровень заработной платы выше, и в этих отраслях работает больше мужчин, чем женщин.

Е.Б. Мизулина напомнила, что в последние годы предпринимались неоднократные попытки улучшить ситуацию с выплатами алиментов. Предлагалось: ввести гарантированный минимум алиментов; предоставить возможность налагать взыскание на имущество должника; предоставить возможность родителю, обязанному платить алименты, выплатить за счёт своего имущества всю сумму алиментов вперёд, за весь период – с момента вынесения решения об уплате алиментов и до достижения ребёнком 18 лет, и т.д. Однако у родителей, которые были обязаны по решению суда выплачивать алименты на своих детей, находилось масса заступников, которые  утверждали, что все перечисленные меры ставят в сложное материальное положение родителя, проживающего отдельно от своего ребёнка; родитель может оказаться и без работы, поэтому возлагать на него столь значительные материальные обязательства невозможно. «Действительно, – заметила Е.Б. Мизулина, – в нынешних экономических условиях родитель-алиментоплательщик, а, как правило, это отец, может оказаться без работы. Но ведь мама, которая одна воспитывает ребёнка, а иногда и не одного, тоже может оказаться без работы, но для неё это не будет оправданием; она всё равно не сможет отказать своему ребёнку в куске хлеба, отказать ему в материальном содержании». Почему один родитель, тот, который живёт с ребёнком и воспитывает его, обязан, вынужден обеспечивать содержание своего ребёнка, независимо от того, есть у него работа или нет, есть у него доход или нет, велик этот доход или нет, а второй родитель может от такой обязанности отказаться, ссылаясь на объективные трудности – отсутствие работы, наличие другой семьи, на небольшой доход? По мнению Е.Б. Мизулиной, это безответственный подход к родительским обязанностям, не говоря уже о нарушении конституционного принципа равенства; с одного родителя, с которым проживает ребёнок, общество требует больше, чем с другого, который живёт отдельно. «Отец ребёнка должен вместе с матерью делить ответственность за содержание ребёнка».

Приоритетными, как считает Е.Б. Мизулина, должны быть интересы ребёнка, а не его родителей. Речь идёт о миллионах детей, которые, живя с одним родителем, зачастую оказываются за чертой бедности. Растущим организмам нужно обеспечить содержание, так как сами себе дети, в отличие от алиментоплательщика, заработать не могут.

Приоритет интересов ребёнка требует применения жёстких мер по отношению к родителю, отказывающемуся платить алименты.

А.В. Очирова, председатель Комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ, поддержала идею введения минимального размера алиментных выплат на несовершеннолетних детей, отметив, что условия жизни ребёнка не должны существенным образом отличаться, зависеть от того, воспитывается ли он в семье с обоими родителями или в неполной семье – с одним из родителей.

По мнению А.В. Очировой, общество не может оставаться в стороне от проблемы неуплаты алиментов обязанными родителями, оно должно оказывать давление на таких должников.

Обзор жалоб и обращений граждан в связи с взысканием алиментных платежей представила Н.А. Яковлева, начальник управления по правам ребёнка Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ. Значительное их число касается длительного неисполнения судебных решений о взыскании алиментов и бездействия или незаконных действий судебных приставов-исполнителей.

Как следует из выводов прокурорских проверок судебными приставами-исполнителями чаще всего нарушается ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой требования исполнительных документов о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению. Судебными приставами-исполнителями не принимается достаточных мер по исполнению судебных решений, в результате чего органы прокуратуры либо вышестоящая служба Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) вынуждены, по сути, дублировать работу низовых подразделений судебных приставов-исполнителей: проводить проверки, контролировать исполнение судебного решения, вплоть до возбуждения уголовного дела в отношении должника и т.д.

Однако, по сообщению Н.А. Яковлевой, не только бездействие судебных приставов-исполнителей является причиной нарушения прав детей на материальное содержание со стороны родителей. Часто алименты не выплачиваются из-за неразберихи на почте и в бухгалтерии предприятия или организации. Нередки случаи утраты исполнительных документов самими судебными приставами-исполнителями.

Неэффективно осуществляется розыск должников алиментоплательщиков из-за ненадлежащей работы сотрудников органов МВД России.

Остро стоит вопрос нарушения прав детей на получение денежного содержания от родителей в том числе и по вине работодателей. Выплата заработной платы «в конвертах», занижение фактического фонда заработной платы, корпоративная солидарность приводят к тому, что лица, имеющие алиментные обязательства, либо вообще их не платят, либо выплачивают с заниженных сумм дохода.

Корпоративная культура стала включать в себя укрывательство неоплаченных алиментов. Имеют место случаи, когда в ходе проверок выявлялись факты удержания алиментов из заработной платы должника, однако деньги на содержание ребёнка заявителю не перечислялись.

Как показывают ответы на запросы Уполномоченного по правам человека в РФ, лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, зачастую не имеют в собственности никакого имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. Однако в значительной части жалоб взыскатели алиментов сообщают, что должник проживает в загородном доме, ездит на автомашине иностранного производства, ведёт жизнь обеспеченного человека, а зачастую имеет и бизнес. При проверках оказывается, что бизнес, а также всё имущество, которым пользуется неплательщик алиментов, принадлежат его престарелым родственникам, которые не имели никаких возможностей в действительности их приобрести, или посторонним лицам.

Как сообщают судебные приставы-исполнители, взыскать алименты с граждан СНГ практически невозможно, поскольку значительная часть из них проживает и работает в России без надлежащего оформления документов и регистрации.

Чрезвычайно сложно взыскать алименты с должников, которые выехали на постоянное место жительства в страны дальнего зарубежья. Ситуация усугубляется и тем, что со многими странами у России нет соответствующих договоров о правовой помощи.

Как считает Уполномоченный по правам человека РФ, необходимо исключить процедуру признания судебного решения зарубежного государства российским судом и направлять судебное решение прямо в подразделение ФССП России для исполнения. Либо упростить порядок выдачи и признания национальным судом исполнительного листа.

Необходимо также предусмотреть обязанность суда при рассмотрении дел о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей принимать решение об определении места жительства детей и о взыскании на них алиментов в случае, если родители не представили нотариально заверенное соглашение об их содержании.

Н.А. Яковлева сообщила также, что Уполномоченный по правам человека РФ считает необходимым установить понятие «минимальный размер алиментов», сумма которого не должна  быть менее 25% от официального прожиточного минимума в регионе. Размер алиментов, взыскиваемый в твёрдой денежной сумме, также должен быть соотнесён с величиной прожиточного минимума в данном регионе.

Случаи, когда заработок плательщика неизвестен, должны стать основанием для взыскания алиментов в твёрдой сумме.

В законодательстве должна быть предусмотрена возможность, в случае наличия у должника большой задолженности по алиментам, обратить взыскание на предметы домашней обстановки, а также принудительно трудоустроить должника.

Уполномоченный по правам человека РФ предлагает также ужесточить санкции уголовной ответственности должника, предусмотренные ст. 157 УК РФ, как по срокам отбытия наказания, так и по конфискации имущества должника. В случае уклонения от погашения задолженности по алиментам путём передачи имущества родственникам, знакомым и т.д., привлекать и этих лиц как соучастников, способствующих уклонению от уплаты алиментов.

Предлагается также распространить действие положений ст. 157 УК РФ не только на случаи взыскания алиментов в судебном порядке, но и на случаи их неуплаты в соответствии с нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

По мнению Н.А. Яковлевой, необходимо направить усилия всех государственных органов и гражданского общества на то, чтобы уклонение от уплаты алиментов было экономически невыгодным и общественно порицаемым.

А.О. Парфенчиков, директор – главный судебный пристав Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, отметил, что проблема взыскания алиментов – на сегодняшний день является приоритетной задачей ФССП России.

А.О. Парфенчиков считает совершенно правильным установление минимального размера алиментов в твёрдой сумме. Это решит множество проблем, возникающих на практике при расчёте алиментов как в твёрдой сумме, так и в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда, который многие считают по-разному, а также существенно облегчит работу органов ФССП России по взысканию алиментов, унифицирует требования к плательщикам алиментов.

Ежегодно в территориальные органы ФССП России поступает более  1,7 млн. исполнительных документов о взыскании алиментов. В 2008 г. окончено более 800 тыс. указанных исполнительных производств, из которых фактически исполнены требования около 60 тыс. исполнительных документов.

Директор – главный судебный пристав Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ признал, что в возглавляемом им ведомстве зачастую не соблюдаются сроки совершения исполнительных действий, нередко стороны не информируются о принятии решений, не в полном объёме применяются меры принудительного исполнения.

Для решения имеющихся проблем предпринят ряд мер. В том числе в органах ФССП России созданы специализированные группы по взысканию алиментов, которые укомплектованы наиболее опытными судебными приставами-исполнителями.

Как отметил А.О. Парфенчиков, возглавляемая им Служба считает работу по взысканию алиментов комплексным мероприятием, но при этом не пытается применять какой-либо один универсальный метод. Каждое исполнительное производство – это отдельная ситуация, и в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.

Исполнительное производство по взысканию алиментов всё чаще начинается с нетрадиционного для ФССП России занятия – принятия мер по трудоустройству должников.

С целью трудоустройства должников в первом полугодии 2009 г. направлено более 30 тыс. заявок в центры занятости населения, трудоустроено свыше 8 тыс. должников.

«Рабочие места в стране есть, – сказал А.О. Парфенчиков, – буквально в каждом регионе. При желании обеспечить своего ребёнка, даже при отсутствии работы по определённой специальности, любой социально ориентированный вменяемый родитель может найти рабочее место. Почему жители Таджикистана или другого государства Средней Азии, из Украины или Молдовы, готовы добираться до Москвы и в другие отдалённые российские регионы несколько тысяч километров, чтобы заработать деньги для своих детей, для своих семей, а гражданин России не желает искать работу в соседнем городе или селе. Наши родители почему-то стараются находить уважительные причины для неуплаты алиментов, но не хотят искать работу».

Директор – главный судебный пристав Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ напомнил, сколько было ещё недавно негативных эмоций по поводу направления неплательщиков алиментов на службу в Российскую Армию. А ведь у многих из них есть воинские специальности, которые они получили ещё на срочной службе. Немало из тех, кто не смог найти работу в своём населённом пункте, устроились на воинские должности и сегодня исправно платят алименты своим детям.

ФССП России ведёт также активную работу по проведению проверок работы бухгалтерий учреждений и организаций на предмет правильности начисления и своевременности перечисления денежных средств, а также своевременности возвращения исполнительных документов в структурные подразделения в связи с увольнением должников с работы. И эта работа даёт свои положительные результаты. В 2008 г. было проведено свыше 60 тыс. таких проверок. По их итогам более 8 тыс. должностных лиц (как правило, главные бухгалтера и руководители) привлечены к административной ответственности; 192 должностных лица привлечены к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда (ст. 315 УК РФ). Впервые практика привлечения должностных лиц к уголовной ответственности была применена органами ФССП России в 2008 г. Это – вопиющие и неоднократные случаи неисполнения действующего законодательства.

В рамках межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости судебные приставы-исполнители информируют, для принятия мер административного воздействия, органы Роструда о нарушениях трудового законодательства и о выявленных фактах выплаты должнику заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.

Судебные приставы-исполнители информируют территориальные органы ФНС России, для проведения мероприятий налогового контроля, о фактах выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого.

Директор – главный судебный пристав Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ сообщил, что его ведомство уже внедряет в практику традиционную ранее, но не менее эффективную и сегодня мотивацию должников по уплате алиментов на своих детей – воззвание к чувству морального, а иногда и религиозного долга. В этой работе активное участие принимают священнослужители различных конфессий. После беседы со священнослужителем многие должники в короткие сроки погашают материальные долги перед своими детьми.

Не отказываются приставы-исполнители и от давления на должников с помощью общественного мнения. Уже есть положительный опыт в ряде российских регионов, когда публично размещается информация в людных местах о том, что такой-то гражданин злостно уклоняется от уплаты алиментов и в связи с этим находится в официальном розыске. Подобная информация размещается и в сети Интернет.

В США, например, фотографии злостных неплательщиков алиментов размещают даже на коробках для пиццы. Применяя к злостному должнику такую меру, как арест, например, автомобиля, американские полицейские используют специальные клейкие полоски разных цветов: если есть задолженность в пользу несовершеннолетней дочери – розовые, а если в пользу сына – голубые.

Помимо обращения к помощи общественного мнения и священнослужителей, российские судебные приставы-исполнители активно используют меры воздействия, предоставленные им законом. Применяется практика ограничения права на выезд должников по алиментным обязательствам за пределы Российской Федерации. В 2008 г. эта мера применялась около 20 тыс. раз; в результате удалось взыскать задолженность по алиментам в размере 30 млн. рублей.

Одним из действенных рычагов воздействия на должников, обязанных выплачивать алименты на содержание детей, является привлечение их к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ. За шесть месяцев 2009 г. возбуждено более 14 тыс. уголовных дел по данной статье УК РФ.

Однако,  по мнению ФССП России, в действующее законодательство необходимо вносить изменения и дополнения.

Предусмотренные сегодня ст. 157 УК РФ виды наказаний (обязательные или исправительные работы) не являются фактором, побуждающим к погашению задолженности по алиментным платежам. Кроме того, по мнению директора – главного судебного пристава Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, наказание за данное преступление несоразмерно степени его общественной опасности, поскольку злостное уклонение от алиментных выплат приводит к грубому нарушению законных прав несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных родителей и подрывает нравственные устои общества.

Соблюдение гражданами уголовно-правовых запретов может быть достигнуто только при условии соразмерности характера и тяжести наказания, предусмотренного санкцией уголовно-правовых норм, степени общественной опасности преступления и обстоятельствам его совершения.

А.О. Парфенчиков напомнил, что в силу части 2 ст. 43 УК РФ уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений. Достижение цели восстановления социальной справедливости невозможно без возмещения вреда, причинённого преступлением.

Применение к лицам, виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ, уголовных санкций имущественного характера (штраф, исправительные и обязательные работы) существенно ухудшает положение несовершеннолетних лиц и нетрудоспособных родителей, на содержание которых выплачиваются алиментные платежи, поскольку указанные платежи удерживаются из суммы, оставшейся после исполнения осуждённым лицом уголовной санкции.

По мнению директора – главного судебного пристава Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, введение санкции за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних лиц в виде лишения свободы на срок до двух лет в полной мере позволит реализовать цели уголовного наказания, закреплённые в части 2 ст. 43 УК РФ.

Стимулирование правомерного поведения недобросовестного должника, привлечённого к ответственности по ст. 157 УК РФ, к поиску места работы, трудоустройства для исполнения обязательств по выплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей обеспечивается тем, что данные действия должника могут учитываться судом при решении вопроса о назначении условного осуждения к виновному лицу. В этой связи, как считает А.О. Парфенчиков, правильным будет применение в отношении указанной категории осуждённых наказания в виде лишения свободы с установлением испытательного срока, а также обязанности по возмещению причинённого потерпевшему ущерба в пределах указанного испытательного срока. В этих целях предлагается внести соответствующие изменения в норму части 5 ст. 73 УК РФ, предоставив суду право при назначении условного осуждения возложить на условно осуждённого исполнение обязанностей: осуществлять материальную поддержку семьи, а также исполнение других обязанностей, способствующих его исправлению.

А.О. Парфенчиков также обратил внимание на то, что признак злостности, являющийся обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, имеет оценочный характер, что вызывает проблемы при доказывании данного признака в процессе уголовного судопроизводства. В правоприменительной деятельности должностных лиц ФССП России и судебной практике отсутствует единообразный подход к квалификации признака злостности.

Предлагается устранить указанную проблему путём законодательного закрепления критериев, свидетельствующих о преступном характере уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей. Необходимо оставить в УК РФ лишь понятие «уклонение» и как правовую категорию рассматривать только это понятие; именно уклонение и будет противоправным действием. Судебный пристав-исполнитель должен будет доказать сам факт уклонения, прокурор будет осуществлять надзор, судья должен будет установить наличие субъективной стороны – прямого умысла на уклонение от уплаты алиментов. Если уклонение доказано, значит, это преступление; если нет уклонения, значит, действия должника преступлением не являются.

ФССП России предлагает также внести изменения в часть 3 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, установив, что в представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания наряду с другими данными необходимо указывать сведения о возмещении осуждённым причинённого потерпевшему вреда.

Предлагается также внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», включив в перечень ограничений в отношении должников временное ограничение выдачи и изъятия водительского удостоверения.

ФССП России считает, что заслуживает внимание опыт зарубежных стран по применению к должникам таких мер, как приостановление действия зарубежного паспорта должника, приостановление действия (отзыв) водительских прав, приостановление действия профессиональных лицензий, отказ в получении специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятие различными видами водного спорта. Должнику может быть отказано в выдаче кредита, ссуд на развитие бизнеса.

Различного рода ограничения и сама угроза применения этих ограничений очень эффективно воздействуют на нерадивых должников. Более того, их применение снижает необходимость применения крайних мер, таких как уголовное преследование.

Теперь уже немало граждан ещё на стадии планирования поездки за рубеж приходят к судебным приставам-исполнителям, изучают имеющиеся у них долги, делают выплаты по текущим платежам, т.е. ведут себя гораздо более ответственно.

Показали свою эффективность и последние изменения, внесённые в законодательство об исполнительном производстве. Ранее много жалоб поступало в связи с утерей (как правило, по месту работы должника) исполнительных листов. Теперь, когда судебный пристав-исполнитель направляет по месту работы должника своё постановление и копию исполнительного листа, многие проблемы разрешены.

С конца 2008 г. запрещено оканчивать исполнительное производство при имеющейся задолженности по уплате алиментов; пристав-исполнитель продолжает разыскивать места работы должника, его имущество, иные доходы, продолжает действовать ограничение на выезд за границу.

А.М. Рабец, заведующая кафедрой семейного и ювенального права Российского государственного социального университета, высказала мнение, что было бы неправильно устанавливать минимальный размер алиментных выплат в сумме 1200 рублей без одновременного указания, на скольких детей эта сумма выплачивается. Целесообразнее установить шкалу минимальных выплат: 1200 рублей – на одного ребёнка, 1600 рублей – на двоих детей, 2400 рублей – на троих  и т.д. Если на всех детей, независимо от их числа, родитель будет выплачивать минимальный размер алиментов в сумме 1200 рублей, то семья с одним ребёнком будет жить лучше, чем многодетная семья.

По мнению А.М. Рабец, при исчислении размера алиментов давно себя исчерпали доли от всех видов дохода.  Более того, такое исчисление алиментов является причиной, почему люди скрывают свои заработки.

Законодательство об исчислении алиментов в долевом отношении было принято ещё в 1936 г., когда действовал уравнительный принцип оплаты за труд. Сегодня ситуация с доходами изменилась, и мы, по мнению А.М. Рабец, этим расслаиваем по признаку материального достатка семьи с детьми и собственно детское население, что является асоциальным процессом.

Часто процентные отчисления от доходов родителя (как правило, от доходов отца) вызывают у плательщиков крайне негативную реакцию из-за того, что эти деньги мама тратит не только на ребёнка, но и на себя, а иногда и на свою новую семью.

Необходимо переходить на исчисление алиментов в твёрдой денежной сумме, учитывая, конечно, материальное и семейное положение родителей, а также разумные потребности ребёнка, которые в судебной практике известны.

Как считает А.М. Рабец, такой, достаточно надёжный, критерий, как прожиточный минимум, может быть взят за основу для исчисления алиментных платежей, но в итоге сумма алиментов должна исчисляться в рублях в твёрдой сумме.

Заведующая кафедрой семейного и ювенального права Российского государственного социального университета предложила обязать органы опеки и попечительства предъявлять иск к родителям об уплате алиментов независимо от того, договорились ли родители между собой о соответствующих выплатах или нет. Интересы ребёнка не должны страдать из-за «гордости» одного из родителей, не желающего принудительно взыскивать алименты.

А.М. Рабец полагает несправедливым обязывать членов семьи или, например, бывшего воспитанника выплачивать алименты другим членам семьи (бывшему воспитателю), независимо от наличия или отсутствия у потенциального получателя алиментов материальных средств или дохода от имущества.

О.А. Хазова, старший научный сотрудник ИГП РАН, кандидат юридических наук, высказалась за восстановление института алиментирования между супругами.

Ряд исследователей указывают, что на протяжении длительного времени замужние женщины были лишены возможности не работать вне дома и реализовать своё право заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Вследствие такой политики на плечи замужних женщин ложилась двойная нагрузка.

Для значительного числа женщин, имеющих детей, по-прежнему основной мотивацией к работе вне дома является невозможность прожить только на заработную плату мужа.

Проведённые опросы показали, что более половины из опрошенных состоящих в браке российских женщин не собираются оставлять работу по причинам финансового характера. При этом больше 40% процентов из тех же опрошенных женщин считают, что семейная жизнь для них важнее, чем работа, и что двойная нагрузка, которую им приходится нести, пытаясь заботиться о семье и детях и одновременно зарабатывая деньги, для них непосильна.

По мнению О.А. Хазовой, традиционная форма брака, при которой женщина не работает, а выполняет роль домашней хозяйки, получает всё большее распространение, особенно среди состоятельных семей и нарождающегося среднего класса. Возможно, если бы материальный уровень российских граждан был бы выше, «патриархальный ренессанс» имел бы в нашей стране более отчётливые формы.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой женщина, решившая посвятить себя семье и детям и не имеющая собственного дохода, полностью зависит от своего мужа; в случае развода или просто конфликтной ситуации в семье она может оказаться совершенно незащищённой; её возможности для трудоустройства чрезвычайно ограничены из-за отсутствия специального образования либо потери квалификации; требуется время для адаптации в новых условиях, для поиска работы.

Кроме того, после развода дети чаще всего остаются с матерью, и разведённые женщины с детьми в большинстве стран переходят в категорию наименее обеспеченной части населения.

Необходимо повышение социально-экономической ответственности семьи за судьбу её членов. Единственно оптимальнаый способ, учитывая современные реалии, – возложение на экномически более сильного супруга обязанности оказывать другому супругу материальную помощь в течение определённого периода времени, считает О.А. Хазова.

Брачный договор или добровольное алиментное соглашение малоэффективны. По мнению О.А. Хазовой, необходима разработка чёткого правового механизма, позволяющего защитить экономически более слабого партнёра в браке.