Всё полезное и необходимое
на каждый день

jk-press@list.ru

Издательство с 1993 года выпускает в свет журналы по правовой тематике

jk-press@list.ru

Главная / Аналитическая информация / Будет ли в России федеральное бюро по борьбе с коррупцией?
Будет ли в России федеральное бюро по борьбе с коррупцией?

На одном из заседаний рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство», которое состоялось 22 марта 2012г., обсуждались меры государственной политики по предупреждению и противодействию коррупции, С.В.Алексашенко, руководитель аналитической группы «Центр развития», озвучил идею создания независимого федерального бюро по борьбе с коррупцией.

Страны с устоявшимися государственными институтами – США, Великобритания, Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Норвегия и другие – как правило структуры по противодействию коррупции создают внутри уже имеющихся институтов. Например, в структуре офиса генерального прокурора, или министерства внутренних дел, или службы внутренних доходов и таможни.

В тех странах, где государственные институты ещё находятся в процессе изменения – страны Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки – специальный орган по борьбе с коррупцией создаётся вне существующих государственных институтов с тем, чтобы минимизировать возможное негативное влияние неустоявшихся институтов на деятельность этого органа.

Как отметил С.В.Алексашенко, в той ситуации, в которой сегодня находится Россия, когда, к сожалению, коррумпированы основные правоохранительные структуры, борьба с коррупцией не может вестись без создания самостоятельного федерального органа.

Коррупция в нашей стране стала системной, она проникает сверху донизу, и все понимают, что нет, к сожалению, в нашей стране ни одной государственной структуры, которая бы не была подвержена этой заразе.

Сегодня российское общество не удовлетворено результатами работы уже имеющихся в России антикоррупционных структур, сказал С.В.Алексашенко. Общество хочет быть уверенным в том, что высшая власть страны честна.

Слово «коррупция» происходит от латинского слова сorrumpere, что означает «растлевать». Коррупция растлевает наше общество, нашу страну. Нужно остановить это растление.

Борьба с «большой коррупцией», борьба с коррупцией в высших эшелонах власти – это залог успеха всей антикоррупционной программы, считает С.В.Алексашенко. Пока общество не поверит, что высшая власть, начала наводить порядок с самой себя, общество не будет верить никаким усилиям этой власти по преодолению коррупции. Общество не должно сомневаться в честности российских высших чиновников, потому что оно берёт с них пример. Сегодня граждане не верят, что на их жалобы в правоохранительные органы о фактах поборов и коррупции будет хоть какая-то реакция.

Для совершенствования правового фундамента в России за последние годы сделано очень много. В российские нормативные правовые акты уже имплементированы многие положения антикоррупционных конвенций и Совета Европы, и Организации Объединённых Наций, включая те, которые определяют такие понятия, как коррупционный доход, незаконное обогащение, конфликт интересов, совместный финансовый интерес и так далее. Однако можно построить замечательную плотину, которая будет перегораживать реку. Но если в этой плотине оставить несколько маленьких щёлочек, то эту плотину рано или поздно размоет, заметил С.В.Алексашенко. Нужно ещё раз посмотреть на наше законодательство и заделать те «щели», которые уже сегодня видны.

Нужно также закрепить в законодательстве систему вознаграждений граждан, информирующих о фактах коррупции, и законодательно закрепить систему защиты таких граждан, считает С.В.Алексашенко.

С.В.Алексашенко рассказал об одном из случаев из антикоррупционной практики Генеральной прокуратуры России. Получив из Германии, на основании своего же запроса, материалы по нашумевшему делу об участии российских чиновников в коррупционных сделках с международными компаниями, сотрудники Генпрокуратуры России на полгода оставили эти документы без какого-либо движения, так как всё это время искали переводчика. Ведомство, уполномоченное вести антикоррупционное расследование, шесть месяцев не могло найти переводчика с немецкого языка. Эта практика порочна, она позволяет затягивать антикоррупционные расследования на очень долгий срок.

Конечно, создание специального федерального органа по борьбе с коррупцией – это не панацея, не гарантия победы над коррупцией. Для успешной работы у такого органа должны быть необходимые полномочия и мощнейшая политическая поддержка руководства страны. Если этого не будет, то, как считает С.В.Алексашенко, лучше и не создавать такой орган, так как это будет дискредитация самой идеи.

С.В.Алексашенко убеждён, что нельзя победить коррупцию только силами общества, как нельзя победить коррупцию только силами государства. Общество и государство должны объединять свои усилия. Создание федерального бюро по борьбе с коррупцией должно происходить при активном участии общества, при его контроле за деятельностью этого бюро.

Основная цель федерального бюро по противодействию коррупции – борьба с коррупцией в стране, организация взаимодействия различных правоохранительных структур, координация их работы по реализации Национального плана по противодействию коррупции, а также вовлечение общества в борьбу с коррупцией путём создания так называемого общественно-государственного партнёрства.

Предполагается, что основной функцией федерального бюро будет анализ того, что происходит в стране. По мнению инициаторов создания бюро, необходима внимательная работа с результатами социологических опросов, что даст понимание, в каких регионах страны, в каких ведомствах коррупция более сильна, какие «коррупционные пятна выпирают», каким образом устроены коррупционные схемы и какие инструменты используются для этих целей. Планируется, что результаты методологической и аналитической работы бюро будут применимы во всех структурах государства.

Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти должно стать одним из основных элементов работы бюро. Как рассказал С.В.Алексашенко, в нашей стране уже проведено множество исследований и сопоставлений деклараций о доходах государственных чиновников разных уровней, депутатов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих. Выяснилось, что огромное количество высших чиновников имеет задекларированное имущество, стоимость которого не соответствует их декларируемым доходам. Но ничего не происходит дальше. Это и должно стать работой федерального бюро по борьбе с коррупцией. Бюро, по мнению С.В.Алексашенко, должно работать как правоохранительный орган. Потребуется принятие специального закона об этом органе. Бюро должно заниматься организацией защиты свидетелей и граждан, сообщающих о коррупции, потерпевших, самих сотрудников бюро. Важнейшая задача бюро – организация международного сотрудничества. В современном глобализированном мире очень много коррупционно заработанных активов уводится из России. Найти их без международного сотрудничества невозможно.

Инициаторы создания федерального бюро по борьбе с коррупцией считают, что у этого органа должны быть полномочия на приостановление действий нормативно-правовых актов в случае выявления коррупциогенных норм, а также право временного, на период расследования, отстранения от должности чиновника, подозреваемого в коррупции.

Предполагается, что федеральное бюро по борьбе с коррупцией будет коллегиальным органом с общим числом сотрудником в 100 – 150 человек, которые сконцентрируют своё внимание на аналитической и методологической работе, на работе с общественностью и образовательных программах. При этом количество следователей не должно быть очень большим, считает С.В.Алексашенко.

Деятельность бюро должна быть подкреплена деятельностью общественного совета, который должен быть сформирован при бюро при участии Президента РФ.

Общественный совет при федеральном бюро по борьбе с коррупцией, по замыслу идеологов этого проекта, должен иметь право вето на назначение руководителей бюро, право мотивированного выражения недоверия членам бюро, руководству бюро.

Авторы идеи полагают, что Правительство РФ может доверить Общественному совету при федеральном бюро по борьбе с коррупцией распределение грантов, выделяемых из государственного бюджета общественным объединениям и СМИ в целях формирования ими в обществе активного неприятия коррупции. «Правительство может этим не заниматься, – сказал С.В.Алексашенко. – Достаточно того, что Правительство выделяет деньги и доверяет Общественному совету распределить эти гранты между теми, кого общественность считает нужным».

Учитывая сложившуюся в современной России ситуацию, когда очень многие российские чиновники живут с понимаем того, что взятки брать можно и за это не наказывают, и никто их не убеждает в обратном, необходим некий переходный период, считает С.В.Алексашенко. Эксперты считают, что у порядка 70 процентов из тех, кого мы называем топ-1000, можно найти факты незаконного обогащения, факты незадекларированного конфликта интересов, отметил он. «Вряд ли государство может одномоментно взять и всех их уволить». «И мы, понимая это, наступая на свои гражданские чувства, наступая на чувство справедливости, мы предлагаем всё-таки ввести некий такой переходный период, подвести черту», – сказал С.В.Алексашенко и сообщил, что авторы идеи создания федерального бюро по борьбе с коррупцией предлагают тем, кто добровольно сообщит о ранее не задекларированном имуществе, включая финансовые активы и бенефициарные владения, заплатить 13 процентов подоходного налога с этих сумм, после чего общество уже не будет иметь к таким чиновникам никаких претензий.

Понимаю, сказал С.В.Алексашенко, что доверие будет маленькое, что скажут: «Ну вот, мы сейчас задекларируем, а нас потом уволят, а нас потом выгонят». Или: «Я буду дурак – задекларирую, а никто этого не сделает».

Но идеологи федерального бюро по борьбе с коррупцией считают, что если соответствующие декларации не будут поданы, то уже начиная со следующего дня после завершения декларационной кампании государство должно применять жёсткие меры: кратные санкции, уголовные обвинения, увольнения со службы. Человек, попавшийся на коррупционном преступлении, факты которого подтверждены, не имеет права занимать должностей ни в государстве, ни в государственной компании. Опыт ряда стран показывает, что такие люди не могут занимать руководящие должности и в публичных компаниях, в компаниях, акции которых торгуются на биржах. «Эти люди себя дискредитировали как честные люди».