jk-press@list.ru
обсуждались 22 марта 2012г. на заседании рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство», которое прошло с участием Президента России
По мнению Д.А.Медведева, очень важная, сложная и очень болезненная тема противодействия коррупции является одной из важнейших тем рабочей группы по созданию «Открытого правительства». Это проблема не может быть побеждена только законами. Её также нельзя победить в течение какого-то установленного срока. Несколько лет назад, начиная обсуждение этой темы и разрабатывая соответствующий блок законопроектов, авторы этих проектов и российская общественность понимали, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся.
Однако, Д.А.Медведев уверен, что время и усилия были потрачены не зря. В нашей стране впервые за всю тысячелетнюю российскую историю появилась нормативная база для противодействия коррупции. Она не идеальна, потому что нормативная база не может быть идеальной, она должна всегда приспосабливаться под текущее состояние общественных отношений в стране, под набор бытовых привычек, под существующие общественные институты и, естественно, под развивающуюся экономику. Сознание людей меняется очень медленно. Понятно, что коррупция и в широком смысле, и в бытовом смысле – это всегда процесс, в котором участвует не одно лицо. Преступление совершает не только тот, кто берёт взятку, но и тот, кто даёт взятку. Почему-то этот факт не укладывается в головах большого количества людей. Бытовое сознание основано на том, что единственным преступником является взяткополучатель. Но это ошибка – и с правовой точки зрения, и с нравственной. Поэтому, наряду с законодательными мерами крайне важной является просветительская работа.
По мнению Д.А.Медведева, уже очевидно, что значительное число наших граждан больше не хочет мириться со всеми формами коррупции. Граждане требуют усилить борьбу с коррупцией в верхних эшелонах власти, потому что этот вид коррупции раздражает их больше всего. Раздражает людей и бытовая коррупция. Проблемы незаконного использования государственных средств негативно влияют и на уровень коррупционности в стране, и на общее состояние экономики.
С.М.Гуриев, Ректор Российской экономической школы, Отметил, что коррупция стала настолько важной и существенной проблемой для российского общества, экономики и собственно государства, что трудно говорить о каких-то точечных мерах, нужно работать над системной концепцией борьбы с этим злом.
Часто говорят о том, что в России высокая коррупция потому, что мы – не слишком богатая, не слишком развитая страна. Однако, если сравнивать нашу страну даже с сопоставимыми по экономическому развитию государствами, то выяснится, что и в сравнении с ними Россия гораздо более коррумпирована. К сожалению, в соответствующих международных рейтингах наша страна соседствует, например, с Зимбабве и рядом других похожих африканских стран.
Иностранные инвесторы также воспринимают Российскую Федерацию как страну, в которой трудно делать бизнес. Как сообщил С.М.Гуриев, несмотря на благоприятную макроэкономическую ситуацию в России, низкую инфляцию, отсутствие дефицита бюджета, низкую безработицу, капитал уходит из России, уходят не только иностранные инвесторы, но и российские. Бегство капитала имеет большие макроэкономические последствия. Покидают свою Родину и самое главное её богатство – люди, высококвалифицированные профессионалы, предприниматели, многие из которых считают, что они не могут реализовать себя в России.
Есть все основания полагать, что мы могли бы рассчитывать на в двое более высокий экономический рост, если бы нам удалось справиться с коррупцией.
Но коррупция является не только экономической проблемой, но и социальной. Многие российские граждане знают, что из-за коррупции они не могут получить доступ к качественному образованию, к качественному здравоохранению, не могут получить услугу безопасности. И это, уверен С.М.Гуриев, именно то, что закрывает для них социальный «лифт», мешает им самореализоваться.
Из-за того, что у нас есть коррупция на всех уровнях государственной власти, нам трудно поддерживать управляемость государства, сказал С.М.Гуриев. И в этом смысле ситуация на самом деле достаточно тяжёлая.
По многим оценкам так называемые откаты при госзаказах составляют в сумме около двух процентов ВВП, что в рублёвом эквиваленте составит единицу с 12 нулями. Это огромная величина, сопоставимая с дефицитом Пенсионного фонда. Это макроэкономическая проблема. И это только коррупция при госзаказах. Таким образом, коррупция не позволяет нам инвестировать огромные деньги в инфраструктуру, справляться с проблемой перевооружения армии и т.д. Коррупция серьёзно затрудняет решение проблем экологии, фискального федерализма, межнациональных отношений. Если мы хотим реализовать свои планы развития страны, если мы хотим построить ту страну, которую хотели бы оставить своим детям, то, конечно, проблему коррупции необходимо решать, считает С.М.Гуриев.
Коррупция – это системная проблема, и каждый элемент из этого пазла заслуживает внимания. Наша цель, пояснил С.М.Гуриев, – сформулировать конкретные меры, которые можно реализовать не только при помощи бюрократии, но и при помощи механизмов общественного контроля, вовлечения гражданского общества в противодействие коррупции, налаживания обратной связи с россиянами.
Бороться с коррупцией не получится без политической конкуренции, без свободы СМИ.
Также очевидна необходимость сокращения государственного вмешательства в экономику как через госсобственность, так и через избыточное регулирование, что является главными способами для коррупционеров увеличивать свою власть над обществом и бизнесом. И очень часто избыточное госрегулирование и увеличение объёмов государственной собственности как раз и вызвано тем, что нечистые на руку чиновники думают о максимизации своих неправовых доходов, сказал С.М.Гуриев. Мы считаем, что государство должно объяснить обществу, зачем оно вмешивается в экономику по каждому конкретному случаю, Правительство РФ должно обосновать необходимость сохранения в госсобственности каждого предприятия. Если тот или иной актив не входит в предельно сокращённый список государственной собственности, то он должен быть приватизирован. Должны быть сокращены и регулирующие функции.
Произвол при оказании государственных услуг – это ещё одна головная боль, считает С.М.Гуриев. У чиновника слишком часто есть право принятия решений в тех вопросах, по которым чиновник, наверное, не должен принимать решение. Есть возможность затягивать процесс или принимать «отказные» решения без обоснования.
С помощью российской общественности должны быть определены приоритетные для бизнеса и населения государственные услуги.
Е.А.Солженицын, Управляющий партнёр российского офиса McKinsey, обратил внимание на то, что в нашей стране явно наблюдается кризис доверия к словам, которые произносятся на публичной арене. Люди считают, что было уже много разговоров, но ничего не меняется, и что всё бесполезно и неискренне. И об этом мнении людей важно помнить, занимаясь организационными решениями, изменением роли государства, законами.
В нашей стране уже принято много хороших законов. Можно сказать, что почти всё лучшее, что есть сегодня в законодательстве самых передовых стран мира, есть и в российских законодательстве. Теперь главный вопрос – как эти законы применять на практике. Это – вопрос воли, открытости и доверия, считает Е.А.Солженицын.
У нас уже есть и прокуратура, и следственные органы, и Общественная палата. Надо объяснить гражданам, почему нужно создавать новые структуры, призванные бороться с коррупцией. И даже не потому, что они не нужны, а чтобы не усыплять, не отвлекать публику, сказал Е.А.Солженицын.
Очень важна неотвратимость наказания за нарушения, равенство всех перед законом. Об этом все говорят. Во многих странах, где удалось существенно сократить масштабы коррупции – Италия, Китай, Корея и другие – такое равенство и неотвратимость реально имеют место.
По мнению Е.А.Солженицына, важно задействовать на государственной службе новых людей, «свежий потенциал». Это поможет показать россиянам, что в этот раз всё происходит по-другому. Ослабление мощи вертикали власти будет, как считает Е.А.Солженицын, более правильным направлением борьбы с коррупцией. Нужно создавать параллельный, сильный противовес.
В борьбе с коррупцией весьма высока и первична роль государства. В российском обществе стало неприлично говорить о нравственности, о морали, заметил Е.А.Солженицын, поэтому роль первых лиц страны становится ключевой. Именно первые лица должны достаточно чётко заявить некий обновлённый набор принципов, которые они считают важными для себя и которых они и их окружение придерживаются в жизни. Это будет мощнейшим и очень важным сигналом для всех граждан. Ведь всё начинается сверху. «Мне кажется, – сказал Е.А.Солженицын, – главный шаг здесь будет просто сказать: смотрите, с этого момента реально будет по-другому». Многие планы и стратегии развития страны будет сложно внедрить, если не решить эту проблему. А решив её – многое и внедрять не придётся, оно само решится.
Я часто с иностранцами встречаюсь, признался Е.А.Солженицын, и они всегда спрашивают: «Почему у вас так…». Нам должно быть стыдно сегодня и будет стыдно перед нашими детьми, если мы реально не решим проблему коррупции. Надеюсь, что роль государства здесь будет руководящей.
О необъяснимом безразличии государства и его структур к фактам коррупции и казнокрадства говорил А.А.Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Сегодня СМИ работают в антикоррупционном режиме очень активно. Однако государство почему-то это не замечает. Например, о ситуации во всем известной Кущёвке государственная, правительственная «Российская газета» подробно рассказывала ещё за полтора года до массовой резни в этом населённом пункте. Было несколько публикаций о сращивании местной милиции, местных властей и криминальных банд. Государство не обратило на это никакого внимания.
Или история с так называемой налоговой принцессой. Вся страна знает эту историю об уводе из госбюджета 5 миллиардов рублей, нет ни одного средства массовой информации, которое бы не написало об этой истории. Но ничего не происходит. Швейцария заморозила банковские счета российских граждан, причастных к этой истории, считая, что на этих счетах находятся деньги российского бюджета. Но Российская Федерация на это не обращает никакого внимания. И так далее, и так далее. Хотя в действующих российских законах написано, что государственные институты обязаны реагировать на такие факты.
А.А.Ермолин, редактор отдела расследований журнала «The New Times», считает, что сложившаяся ситуация с коррупцией во многом тупиковая не только для обычных граждан, но и для добросовестных сотрудников спецподразделений и спецслужб.
Так в одном из российских журналов недавно была опубликована статья об одном из заместителей руководителя УФСКН, о том, какой он замечательный руководитель и специалист. А два года назад А.А.Ермолину подарили книгу «Palabra de Vor», изданную в Испании, которая рассказывала про наиболее известных в Испании членов так называемой русской мафии. И в этой книге этому же сотруднику УФСКН была посвящена целая глава.
В России такую информацию или игнорируют, не предпринимая никаких предусмотренных законом действий, или, напротив, заинтересованные лица организовывают мощное противодействие тем сотрудникам правоохранительных органов и журналистам, которые пытаются обнародовать информацию о коррупционной деятельности.
А.А.Ермолин скептически отнёсся к идее создания федерального бюро по борьбе с коррупцией. В нашей стране так всё устраивается, сказал он, что как только мы собираем какую-то специальную структуру, туда немедленно и в первую очередь приходят те люди, против кого она и должна бороться.
Р.Шакиров, предложил вместо распределения специальных грантов для журналистов, занимающихся темой коррупции, более активно и заинтересованно расследовать преступления, совершённые против журналистов, которые уже обнародовали информацию о деятельности российских коррупционеров. И расследование таких дел должно браться под контроль высшими должностными лицами.
И.Е.Ясина, обозреватель «РИА Новости», подняла очень болезненный вопрос семейственности в системе управления государственными ресурсами. Люди, читающие газеты и заглядывающие в Интернет, знают истории про государственных чиновников, у которых доходов с гулькин нос, а их жёны и дети имеют совершенно невероятные доходы от бизнеса. В высших эшелонах российской власти уже сложилась система, когда дети и жёны высших чиновников автоматически после получения главой семьи своей должности начинают возглавлять отделы в крупнейших банках с государственным участием или госкорпорациях.
Ю.Ю.Берестнев предложил обязать чиновников декларировать совместные финансовые интересы не только с родственниками, но и с другими людьми. И необходимо всю информацию о доходах и финансовых интересах чиновника раскрывать публично, чтобы общество знало, кто им управляет. Если чиновник согласился поступить на госслужбу, он должен быть готов и к дополнительному контролю, и к раскрытию всей информации о себе.
Кроме того, помимо простого увольнения чиновника со службы за коррупционные нарушения необходимо предусмотреть и его дисквалификацию на длительный срок с тем, чтобы коррупционер не смог снова «всплыть»
Целесообразно, считает Ю.Ю.Берестнев, обязать чиновников подавать декларации о доходах и имуществе не только в период нахождения на госслужбе или при поступлении на неё, но и в течение некоторого периода после ухода со службы. Чиновник, находясь на госслужбе, может принять некие коррупционные решения, а затем увольняется и получает с такого решения незаконный дивиденд.
Ю.А.Чиханчин, глава Росфинмониторинг, считает, что самый сложный вопрос в борьбе с коррупцией – кадровый отбор. Как подобрать добросовестных людей и восстановить доверие к органам власти и правоохранительным органам?
Очень важно всех научить исполнять законы, уверен Ю.А.Чиханчин. Если мы не будем исполнять законы, то нет никакой разницы, какие органы по борьбе с коррупцией мы будем создавать.
Необходимо наладить систему контроля, в том числе за деятельностью правоохранительных органов. Это может быть парламентский контроль или общественный контроль. Если мы сумеем его наладить, тогда будут реально расследоваться уголовные дела о коррупции, и будут реализованы все те материалы, которые собрали и обнародовали средства массовой информации.
К.В.Кабанов, Председатель Национального антикоррупционного комитета, обратил внимание, что общество всегда неадекватно оценивает коррупцию, так как люди оценивают то или иное явление исходя из того, как часто они с ним сталкиваются. Именно поэтому наиболее коррумпированными граждане считают правоохранительные органы, ГИБДД, учителей, врачей. Но такое восприятие даёт почву для имитации борьбы с коррупцией, что происходит и в судебной практике.
В принципе понятно, что систему нужно менять. И общество, и гражданин видят, что госуслуги некачественны, либо за эти услуги приходится платить дополнительно, сказал К.В.Кабанов. Бытовая коррупция – это плата за конкретные истории, связанные с жизнеобеспечением человека. Но коррупцию граждане не могут реально оценивать, так как не чувствуют угрозы личной опасности от такой коррупции. Ну что такое дать взятку на дороге за превышение скоростного режима? Мы не думаем, что это ненормально, это становится привычкой. А ведь это напрямую связано со смертностью на дорогах, которая в нашей стране в настоящее время крайне высока для цивилизованной страны.
Мы не думаем о том, что коррупция напрямую связана с реализацией замыслов террористов. Вспомним историю с самолётами, на которые без досмотра и за взятку в 1,5 тысячи рублей зашли террористки-смертницы. На другой чаше весов оказались 400 человеческих жизней.
Мы не понимаем, отметил К.В.Кабанов, что хищение из бюджетов средств, связанных со здравоохранением, напрямую связано с падением возраста дожития, что имеет место сегодня в России. Когда мы подкупаем инспекторов, которые должны смотреть за состоянием экологии, мы не думаем, что это в результате ухудшает состояние окружающей нас среды.
Как быть с устоявшимся в нашей стране общественным мнением, что «вор» – это успешный человек? А честный человек – это, говоря словами молодёжного слэнга, лох. Как быть с тем, что воровать становится в принципе достойно? Большая часть молодёжи считает чиновников самыми успешными в нашей стране.
Есть ещё одна проблема – круговая порука. Круговая порука – это не только особый круг общения, особая каста, в которую попадают люди, особенно в регионах, занимая чиновничью должность. Это ещё выгода низовой коррупции для чиновничьего руководства. Коррумпированный подчинённый выгоден для коррумпированного начальника, потому что через такого подчинённого можно «решать вопросы», можно давать ему незаконные команды. Эти причины являются основными и самыми важными для формирования низовой коррупции, сказал К.В.Кабанов.
Коррупционные практики – это бизнес. Но в настоящий момент у нас фактически нет ни одного ведомства, где бы велась системная работа по изучению и анализу коррупционных практик, чтобы понять, с чем мы боремся, где слабые места. Необходимы образование, меры общественного контроля.
К.В.Кабанов также рассказал, что разработаны проекты по созданию советов студентов в вузах и советов родителей с расширенными полномочиями в школах. Люди сами должны быть заинтересованы в контроле. Они должны контролировать то, за что они уже заплатили в виде налогов.
В сфере медицины основное внимание следует уделять расходам лечебного учреждения на каждого конкретного больного. Как сообщил К.В.Кабанов, соответствующие проекты уже разработаны. Когда человек выходит из больницы, получив оплаченную услугу, он должен получить от администрации лечебного учреждения чек, в котором должен содержаться отчёт о конкретных финансовых расходах на конкретного больного. И станет понятно, сколько на этом больном могли украсть.
В бизнесе изменения возможны только при развитии нормальной конкуренции.
В.Сидоров, считает, что необходимо более активно вовлекать граждан в политический процесс. Эта вовлечённость, конечно, напрямую обусловлена наличием на политической сцене реальной конкуренции. Внесение изменений в Закон «О политических партиях» является очень важным, но не единственным элементом работы в этом направлении. На следующих этапах нужно будет говорить о выборности и расширении круга выборных должностей на всех уровнях власти, в том числе судебной власти.
Необходим гражданский контроль, элементом которого могли бы стать независимые и выборные общественные советы, формирующиеся на уровне всех ведомств, министерств и государственных организаций.
Общество может формировать своё мнение объективно и полноценно при условии объективного освещения в СМИ происходящих в стране событий. Эта объективность в свою очередь зависит от того, насколько СМИ реально независимы от властных структур. В деле активизации СМИ важным элементом является, по мнению В.Сидорова, приватизация региональных СМИ, развитие общественного телевидения, содействие развитию порталов антикоррупционной направленности, в том числе путём их прямого финансирования через гранты.
Немаловажно чтобы и государство участвовало в повышении доступности современных информационных и коммуникационных технологий для населения.
По мнению В.Сидорова, совершенно очевидно, что деятельность органов государственной власти недостаточно прозрачна, недостаточно подотчётны они обществу. Сайты государственных органов должны превращаться не только в информационную, но и интерактивную площадку. Люди должны иметь возможность оценивать и отслеживать качество работы того или иного ведомства или организации, а также участвовать в выработке критериев этой оценки. Очевидно, что общение граждан с ведомствами и министерствами путём обмена электронными посланиями сокращает поле для коррупции.
Прозрачность управления государственными финансами всех уровней – ключевой элемент общественного контроля, считает В.Сидоров.
Принципиально важно снизить в несколько раз не столько уровень восприятия коррупции, сколько уровень её приемлемости среди населения нашей страны.
В.Панин отметил, что коррупция начинается в детском саду. Ребёнок дома на кухне слышит, как родители обсуждают, сколько денег они «занесли» для того, чтобы малыша устроить в детский сад, и какую сумму они отдали для того, чтобы воспитатель «последил хорошенько» за ребёнком, и так далее. Потом в школе родители вынуждены делать всякие подарки учителям и прочие добровольно-принудительные платежи, и ребёнок также об этом знает. Понятно, что у детей складывается в принципе неверное представление о государственном устройстве, об отношении граждан к власти и власти к гражданам. В результате в обществе уменьшается доверие к власти, и вырастая, человек уже начинает сам участвовать во всех остальных проявлениях бытовой коррупции.
В.Н.Кирьянов, заместитель министра внутренних дел РФ, назвал реформу МВД России и законодательные изменения последнего времени дореволюционными событиями, плоды которых будут несомненно положительными. Трудно, тяжело, но движение в нужном направлении всё равно уже началось. И то, что сегодня проходит совещание по проблемам противодействия коррупции, это тоже антикоррупционное явление, сказал В.Н.Кирьянов.
В работе госавтоинспекции также происходят положительные изменения. Всё больше регионов страны размещают на своих автотрассах камеры наблюдения, благодаря чему уже сегодня выявляется и фиксируется около 30 процентов правонарушений. Камеры позволяют оценить ситуацию на дорогах, а те, что установлены в машинах патрульных, – контролировать действия сотрудников полиции от начала дежурства до его окончания. Разрабатываются новые обучающие программы для сотрудников госавтоинспекции.
За последнее время личный состав госавтоинспекции был сокращён примерно на 20 процентов. Однако, как рассказал В.Н.Кирьянов, одновременно с этим впервые за последние шесть лет отмечается прирост количества дорожных происшествий в результате управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии. То есть люди, понимая, что их уже не останавливают на дороге, стали пить за рулём, сказал В.Н.Кирьянов. 50 процентов погибших в результате ДТП детей находились в салоне машины без удерживающего устройство. По мнению В.Н.Кирьянова, общество оказалось не готово к законопослушанию. А ведь это серьёзные нарушения, 2,5 процента внутреннего валового продукта – социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий.
Д.А.Медведев, подводя итоги дискуссии, отметил, что полностью поддерживает один из основных тезисов, который содержится во всех программах по противодействию коррупции, – сокращение государственного вмешательства в экономику.
Роль СМИ носит ключевой характер, считает Д.А.Медведев. Активность журналистов важна даже не столько для победы над коррупцией, что, наверное, сделать весьма затруднительно, сколько для снижения восприятия коррупции людьми и просто для самореализации человека.
Мы должны относиться очень щепетильно к процессу борьбы с коррупцией, так как это не только борьба с коррупционерами, но и судьбы огромного количества людей. Поэтому мы все, начиная от президента и заканчивая сельским старостой, обязаны, сказал Д.А.Медведев, реагировать на публикации в средствах массовой информации, а правоохранительные органы обязаны проверять изложенные факты. Однако презумпцию невиновности никто не отменял. До тех пор, пока не доказано, что чиновник совершил какое-то правонарушение или даже уголовное преступление, предполагается, что он невиновен. Недопустимы и оскорбления чиновников до тех пор, пока их вина не доказана.
Нам ещё предстоит достичь политической корректности, заметил Д.А.Медведев. Иногда градус дискуссии даже в весьма уважаемых средствах массовой информации, превышает все мыслимые пределы. Безответственные оскорбления также неприемлемы, как совершение коррупционных поступков.
Д.А.Медведев признал, что кризис доверия между властью и обществом есть. Но он был всегда, он был и в советские времена. В 90-е годы граждане вообще почти ничему не верили. Это общественный феномен – люди не верят в искренность усилий власти. Вопрос в том, каков уровень кризиса доверия сегодня. Ведь все общественные процессы, которые развернулись в других государствах, гораздо более продвинутых с точки зрения экономики и гораздо менее коррупционных, чем наша страна, тоже связаны с кризисом доверия и кризисом взаимопонимания между властями и обществом.
Рецепт преодоления этого неверия только один, считает Д.А.Медведев, – убеждать, открыто общаться, вступать в диалог на любом уровне. В этом смысле идея «открытого правительства» и принципиально новой системы коммуникаций между властями и гражданским обществом носит ключевой характер.
Кроме того, нравственные принципы должны быть обязательны для всех. У нас у всех возможно разная шкала ценностей, но образец нравственности, образец морального, правильного поведения должен даваться с самого верха.
Д.А.Медведев посчитал идею создания бюро по противодействию коррупции (офиса федерального прокурора по противодействию коррупции) самым ярким и самым спорным предложением. Яркость заключается в том, что нет веры в другие правоохранительные органы: мол, они не работают, мы создадим бюро, которое всё решит. Однако и сами инициаторы признают, что такое бюро – не панацея, и сомнения, что это будет работать, есть.
Если и создавать такой орган, то он должен быть в структуре существующей системы правоохранительных органов. Создание
Как сообщил Д.А.Медведев, предложения о создании подобного бюро высказывались ещё несколько лет назад. Тогда подобная идея не была поддержана, так как слишком велика опасность превращения такого бюро в орган для «удушения конкурентов», где бы они ни находились. Поэтому это должен быть орган с компетенцией, вытекающей из уголовно-процессуального закона, и только его одного.
Идея создания специальной коллегии Верховного Суда РФ по коррупционным делам кажется Д.А.Медведеву сомнительной и требующей дополнительного обсуждения. Предложения о создании специальных судебных коллегий – по делам несовершеннолетних, по интеллектуальной собственности, по административным вопросам – высказываются постоянно. Но есть проблема –квалификация судей. Если будет сформирован коллектив весьма уважаемых и профессиональных судей, то создание специализированных судейских коллегий для рассмотрения тех или иных категорий дел вполне возможно. При этом нужно определить, насколько создание таких коллегий соответствует процессуальному закону и законодательству о статусе судей.
Декларация доходов чиновников практикуется во всём мире. Должен быть контроль и над расходами. Хотя и контроль над расходами чиновников, существенно сокращая поле для манипулирования, всё же не является панацеей.
Д.А.Медведев считает полезным введение дисквалификации чиновников, осуждённых за административный проступок или уголовное преступление.
Говоря о предложениях поощрять сообщения граждан об известных им случаях коррупции, Д.А.Медведев признался, что у него, как и у любого другого человека, доносительство за деньги вызывает поначалу неприятие. Но с другой стороны, опыт так называемых передовых государств говорит о том, что это помогает бороться с преступностью. И было бы полезнее, если бы такие сообщения делались в меньшей степени за деньги, а в большей от осознания того, что