Всё полезное и необходимое
на каждый день

jk-press@list.ru

Издательство с 1993 года выпускает в свет журналы по правовой тематике

jk-press@list.ru

Главная / Аналитическая информация / Вопросы контроля над расходами государственных служащих
Вопросы контроля над расходами государственных служащих

обсуждались на заседании Совета по противодействию коррупции


Заседание состоялось 13 марта 2012г. в Москве при участии Президента РФ Д.А.Медведева. Основное внимание было уделено вопросам совершенствования нормативно-правовых актов в целях полноценной и своевременной профилактики коррупционного поведения.

Как известно, 13 марта 2012г. Президентом РФ был подписан Национальный план противодействия коррупции на период 2012–2013гг. Предыдущий план действовал в 2010 и 2011гг. и сформировал законодательные и организационные основы для борьбы с коррупцией. Российские стандарты борьбы с коррупцией сегодня уже соответствуют требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение.

По мнению Д.А.Медведева, очередные шаги для профилактики коррупционных преступлений должны предусматривать контроль над расходами государственных служащих.

Цель такого контроля очевидна. Если проверка выявляет, что расходы чиновника (во всяком случае, по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать) явно превышают его доходы и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства.

Основы российской правовой системы (принцип презумпции невиновности) не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путём. Соответственно и термин «незаконное обогащение» в системе наших правовых координат может употребляться только тогда, когда преступление именно как уголовно наказуемое деяние выявлено и доказано. Во всех остальных случаях можно говорить об обогащении неизвестного происхождения, т.е. о сомнительных видах имущества. Однако меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур.

Д.А.Медведев признался, что на протяжении последних двух лет ему довольно часто задавали вопрос, почему одновременно с обязанностью чиновников предоставлять сведения о доходах не была закреплена обязанность декларировать расходы. Причин этому несколько. Контроль над доходами всё равно остаётся важнейшей составляющей, по этому пути идут все правовые системы. Кроме этого, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии базы данных о соответствующем имуществе. Пока такая база в России не была создана и не было, во всяком случае, инфраструктуры для того, чтобы выявлять соответствующий дисбаланс между доходами и расходами государственных служащих, принимать закон о контроле над расходами было бессмысленно. Очевидно, что закон, который невозможно исполнять, не только не способствует правильному, законопослушному поведению, но и, наоборот, приводит к ещё большему правовому нигилизму.

Сегодня сведения о доходах чиновников публикуются в средствах массовой информации, в интернете. Создаётся соответствующая база, сформированы проверяющие структуры. Появились предпосылки для перехода к новому этапу.

Концепция законопроекта о контроле за расходами государственных служащих заключается в том, что лица, замещающие государственные должности, государственные служащие, муниципальные служащие, а также сотрудники организаций, которые создаются государством, обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (имеются в виду супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение определённых видов имущества: недвижимость, ценные бумаги, акции и транспортные средства. Речь идёт о таких сделках, которые в той или иной форме фиксируются государством.

Могут быть истребованы и данные об источниках израсходованных средств, которые подтверждают законность их получения. Такие сведения, по концепции законопроекта, должны предоставляться, если сумма самой сделки, т.е. сумма одноразовой сделки, совершённой чиновником или членом его семьи, превышает трёхгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы.

Информация о несоответствии доходов расходам может быть предоставлена не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и средствами массовой информации, общественными объединениями – любыми заинтересованными лицами.

Предполагается также внести изменения в целый ряд законодательных актов, в частности дополнить Гражданский кодекс РФ положением, что приобретённое на сомнительные средства имущество обращается в доход государства – по аналогии с той моделью, которая в настоящий момент существует в действующем гражданском законе.

По мнению Д.А.Медведева, принятие Национального плана противодействия коррупции и закона о контроле за расходами государственных служащих соответствует основополагающим принципам современного общества: открытости, подотчётности систем госуправления и принципам так называемой системы «Открытого правительства», которая сейчас активно разрабатывается и обсуждается. В рамках этой системы общество должно получить набор механизмов, которые повышают эффективность антикоррупционной борьбы. Прежде всего за счёт большей доступности и открытости информации о деятельности власти, а также возможности граждан высказывать своё мнение, влиять на деятельность власти посредством различного рода обсуждений, интернет-дискуссий, других дискуссий и путём создания и участия в работе влиятельных экспертных сообществ.

В 2015г. Российская Федерация будет принимать шестую сессию Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции. Как считает Д.А.Медведев, это будет полезное событие, и оно будет свидетельствовать о той оценке, которую дают, в том числе, и международные организации усилиям России по противодействию коррупции.