jk-press@list.ru
В своём выступлении 30 мая 2012г. председатель Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькин сформулировал восемь первоочередных, по его мнению, задач по внесению изменений в действующее законодательство в сфере борьбы с коррупцией.
За последние годы в России созданы принципиально новые правовые условия борьбы с коррупцией. Но жизнь не стоит на месте и требует внесения новых корректив в законодательство на данном направлении.
Задача первая – получение реальной картины коррупции и коррупционной преступности в целом
30 апреля 2009г. Генеральная Прокуратура РФ и МВД России совместно определили перечень статей Уголовного кодекса РФ коррупционной направленности. Всего в данный перечень входит 43 вида преступлений.
В.Д.Зорькин признал, что такой перечень безусловно необходим. Однако он должен входить в Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Задача вторая – наступление на организованную преступность как социальную основу коррупции. Восстановление законности в регионах, где мафиозные структуры уже стали подменять органы власти
Председатель Конституционного Суда РФ считает, что бороться с коррупцией в отрыве от борьбы с организованной преступностью невозможно. Коррупция в её наиболее опасных системных формах – это, по сути, инструмент в руках мафиозных структур для получения сверхприбылей. В этой связи следует подумать о воссоздании на принципиально новой основе спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Такие подразделения могут быть созданы в виде межведомственных оперативно-розыскных центров при региональных подразделениях Следственного комитета РФ с прикомандированием туда оперативных сотрудников МВД России, ФСБ, ФСКН и ФТС России. Для такого организационного решения также нужны правовые основания.
По мнению В.Д.Зорькина, целесообразно вернуться к идее Федерального закона «О противодействии организованной преступности». В нём, например, можно было бы предусмотреть проведение специальных операций по борьбе с организованной преступностью в ситуациях по параметрам, близким к событиям в станице Кущёвская или городе Гусь-Хрустальный.
В таком законе можно было бы зафиксировать правовой алгоритм введения в конкретном городе, районе, субъекте Федерации временного федерального управления системой правоохранительных органов, считает В.Д.Зорькин, по типу ситуации с банкротством предприятий.
Если те или иные руководители правоохранительных органов не справились с криминальной ситуацией, «обанкротились» в управленческом смысле слова, то на период операции в регионе вводятся временно управляющие региональными подразделениями МВД России, ФСБ, прокуратуры, Следственного комитета РФ, наркоконтроля, таможни.
Задача третья – создание чётких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих с целью предотвращения или урегулирования конфликта интересов
Надо предусмотреть как возможность отстранения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы (подробно прописав соответствующую процедуру), так и отстранение (недопущение) к подготовке или участию в принятии того или иного управленческого решения, считает В.Д.Зорькин. Для этого надо определить, в частности, сроки сообщения о возникшем (могущем возникнуть) конфликте интересов, а также сроки принятия решения об отстранении от замещаемой должности либо от рассмотрения конкретного дела; порядок обжалования такого решения и т.п.
Четвёртая задача – преодоление так называемых иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследованияпо делам о коррупции
В.Д.Зорькин предложил снять такой «иммунитет» для большинства категорий лиц если и не полностью, то хотя бы в части, касающейся выявления и пресечения коррупционных преступлений. В противном случае наличие по существу неприкосновенных должностных лиц делает их неуязвимыми перед законом.
Конвенция ООН против коррупции закрепляет положение, согласно которому необходимо обеспечить сбалансированность между любыми иммунитетами или юрисдикционными привилегиями, предоставленными публичным должностным лицам в связи с выполнением ими своих функций, и возможностью в необходимых случаях осуществлять эффективное расследование, уголовное преследование и выносить судебное решение в связи с коррупционными преступлениями (ст.30 Конвенции).
Главное противоречие иммунитета заключается в том, что, с одной стороны, он призван служить гарантией того, что лицо, им обладающее, будет защищено от необоснованного уголовного или административного преследования, а с другой – чрезмерные преграды устраняют саму возможность не только привлечения соответствующих должностных лиц к ответственности, но даже проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению подготавливаемых, совершаемых или совершённых преступлений, возбуждения уголовного дела, расследования преступления и справедливого судебного разбирательства.
В этой связи установление баланса между необходимостью защиты отдельных категорий должностных лиц, выполняющих важные для государства и общества функции, и недопущением их безнаказанности в случае совершения правонарушений представляется весьма актуальной и политически важной задачей правовой политики Российского государства.
Как считает В.Д.Зорькин, особый статус должностных лиц, наделённых иммунитетом, реализация ими особых функций должны служить обоснованием не только средств защиты их профессиональной деятельности, обеспечения их неприкосновенности, но и повышенной ответственности за выполнение своих служебных обязанностей, за строгое соблюдение ими законодательных и иных нормативных правовых актов. В случае их противоправной деятельности необходимо учитывать и повышенную степень общественной опасности их поведения, что служит обоснованием для возложения повышенной ответственности, а не смягчения ответственности, предохранения от неё.
Задача пятая – переход от декларирования доходов к декларированию расходов
Это будет выполнением требований ст.20 Конвенции ООН против коррупции о введении правового института «незаконное обогащение».
В последнее время ко всем руководителям государственных органов предъявляются весьма жёсткие требования по контролю за декларированием доходов и имущества. Сам процесс декларирования, по мнению Председателя Конституционного Суда РФ, сыграл большую роль в общей системе мер противодействия коррупции. Но надо двигаться дальше. Сейчас подготовлен проект закона о контроле за расходами чиновников, который нуждается в серьёзной доработке.
Контроль над расходами госслужащих должен быть доведён до логического завершения, отметил В.Д.Зорькин. Любое выявленное превышение крупных расходов госслужащего над уровнем официального (декларированного и налогооблагаемого) дохода его и членов его семьи должно становиться предметом специального уголовного расследования. При этом бремя доказывания легальности полученных доходов должно возлагаться на самого госслужащего. В том случае, если ему не удалось доказать, что крупные расходы произведены за счёт легальных доходов, его должно ждать наказание в виде серьёзных штрафов, конфискация незаконно полученного имущества, увольнение с запретом занимать должности государственной (муниципальной) службы.
Возможно, необходим некий переходный вариант для введения таких жёстких мер. Иначе подобный закон может вызвать довольно конфликтную ситуацию в обществе, считает В.Д.Зорькин. Однако, недопустимо, чтобы правилом оставалось массовое явление, когда расходы чиновников многократно превышают их легальные доходы.
Задача шестая – восстановление нормального правового института конфискации имущества
Этого требуют и Конвенция ООН против коррупции, и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Это – одно из главных требований группы ГРЕКО, содержащееся в её отчёте по результатам проверки исполнения Россией международных обязательств в сфере борьбы с коррупцией.
Необходимо в первоочередном порядке распространить конфискацию имущества на все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления.
Крупные штрафы – это безусловно полезное правовое нововведение, сказал В.Д.Зорькин. Но конфискация, как известно, решает совсем другие задачи. Сейчас согласно действующей редакции Уголовного кодекса РФ практически невозможно конфисковать имущество у мошенников, воров, вымогателей, лиц, совершивших присвоение или растрату. Этот пробел надо устранить, убеждён В.Д.Зорькин.
В.Д.Зорькин обратил внимание на опыт других стран, в которых задачи в борьбе с коррупцией решаются наиболее эффективно – Сингапур, Китай, Испания, США. Во многом эти задачи решаются благодаря активному использованию конфискации имущества у коррупционеров и членов мафиозных структур.
Задача седьмая – обеспечение разумной достаточности в процессе гуманизации уголовного законодательства
В.Д.Зорькин поддержал меры по гуманизации российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, которые были осуществлены в последнее время в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления. Но нельзя превращать гуманизацию в кампанию по амнистированию коррупционеров и экономических преступников, что уже в ряде мест происходит.
«Полезно вспомнить изречение мудрого Дэн Сяопина на заре экономических реформ в Китае о том, что “мягкой рукой социальные уродства не выведешь», – сказал Председатель Конституционного Суда РФ, заметив при этом, что он не призывает к тотальному террору против коррупционеров, как это происходит в КНР, а имеет в виду разумную достаточность уголовно-правовых репрессий.
Российская судебная практика за последние годы удивляет своей «сверхгуманностью», сказал В.Д.Зорькин. Безнаказанность коррупционеров – это основной фактор, стимулирующий коррупцию.
Задача восьмая – задействование потенциала всего общества в антикоррупционной работе
Уже сейчас в различных СМИ и в сети Интернет публикуется немало докладов, аналитических справок различных общественных организаций о коррупции в самых разных отраслях жизни. Некоторые материалы выглядят весьма убедительно. В некоторых звучат прямые обращения к руководителям правоохранительных органов по расследованию тех или иных выявленных фактов мздоимства. Но какова реакция самих правоохранительных органов? Часто в ответ на эти доклады, статьи, справки приходят либо прямые отписки, либо вообще отсутствует какая-либо реакция. «Может быть, надо подумать о введении повышенных мер ответственности руководителей правоохранительных органов за нереагирование на обнародованные факты коррупции и организованной преступности», – заметил В.Д.Зорькин.