(499) 729-66-10

jk-press@list.ru


Информация, комментарии, аналитика

Административное право и процесс

Основные правила участия в публичных мероприятиях

Бабушкин А.В.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 В 1993г. была принята Конституция РФ, гарантирующая каждому человеку право собираться свободно, мирно и без оружия и без разрешения органов власти. До 2004г. это право реализовывалось на основании прямого применения статьи 31 Конституции РФ, которая гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

19 июня 2004г. был принят Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях и митингах), которым определено, что законодательство о публичных мероприятиях включает в себя, помимо данного закона, также и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые вправе издавать (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ) Президент России, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 13 мая 2014г. №14-П отметил, что государство вправе и обязано осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам, их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти.

По мнению Конституционного Суда РФ, правомерное осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует выработки чётких, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина правил их организации и проведения.

При этом – как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности – необходимо учитывать, что в силу Конституции РФ, подразумевающей свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы его проведения является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.

 Согласно статье 2 Закона о собраниях и митингах публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Статья 2 Закона о собраниях и митингах предусматривает пять видов публичных акций: 1) собрание; 2) митинг; 3) демонстрация; 4) шествие; 5) пикетирование. Также возможны различные сочетания указанных форм публичных акций.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В 2016г. к публичным мероприятиям, предусмотренным Законом о собраниях и митингах, была приравнена встреча депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями, проводимая на открытом пространстве в целях информирования избирателей о своей деятельности.

Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Законом о собраниях и митингах предусмотрено уведомление о проведении публичного мероприятия (статья 7 Закона), которым органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом о собраниях и митингах, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Не нужно подавать уведомление о проведении публичного мероприятия в форме собрания, а также пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, а также в тех случаях, когда эта конструкция создаёт препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, должно подаваться соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия.

Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Действие Закона о собраниях и митингах не распространяется на культурно-зрелищные мероприятия, гуляния, народные сходы, собрания жителей домов в рамках жилищного законодательства, а также на общественные обсуждения, которые также можно проводить на улице, на открытом пространстве.

Проведение общественных обсуждений регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и не подпадает под действие Закона о собраниях и митингах.

Прогулки, имеющие некую тематику, стали в последнее время достаточно популярными. Они могут возникать стихийно или иметь организованный характер. Например Алексей Навальный и Борис Акунин собирали на тематические прогулки по несколько тысяч человек. Прогуливаясь, участники данных мероприятий обсуждали некую общественно-значимую проблематику, выражая своё мнение по данной теме.

Данные виды публичных акций не подпадают под действие Закона о собраниях и митингах и, соответственно, к административной ответственности за участие в массовой прогулке граждане не могут быть привлечены.

 

Это важно

Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постановление от 14 февраля 2013г. №4-П, определения от 2 апреля 2009г. №484-О-П и от 1 июня 2010г. №705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения.

Причём такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать своё конституционное право на свободу мирных собраний.

В постановлении от 14 февраля 2013г. №4-П Конституционный Суд РФ также отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести своё мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.

Обеспечение применения части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с учётом правовых позиций Конституционного Суда РФ связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств каждого конкретного дела, что относится к полномочиям судов общей юрисдикции, а потому возникающие случаи отступления от смысла данных законоположений, выявленного Конституционным Судом РФ, подлежат устранению в рамках системы судов общей юрисдикции.

 

Пикеты.

Особенности проведения

 Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств.

Законом о собраниях и митингах не ограничено право участника одиночного пикета (в отношении которого не нужно подавать уведомление о его проведении) использовать плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В данном случае нельзя использовать быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

К средствам наглядной агитации относятся и транспарант, и плакаты типа «бутерброд», и обычные плакаты и т.д.

При проведении одиночных пикетов на практике может возникнуть несколько проблем.

Первая проблема – определение численности участников пикета. Нередко для проведения одиночного пикета приходят несколько человек, которые поочерёдно сменяют друг друга. Или эти люди намерены провести несколько одиночных пикетов.

Закон требует, чтобы расстояние между участниками одиночных пикетов составлял не менее 50 метров. Соответственно, люди с одинаковыми требованиями, находящиеся не менее, чем в 50 метрах друг от друга, проводят несколько одиночных пикетов, а не один пикет с несколькими участниками (организаторами).

При этом в пункте 1.1 статьи 7 Закона о собраниях и митингах указано, что совокупность актов пикетирования, каждый из которых осуществляется одним участником, объединённых при этом единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Вторая проблема – зрители и любопытствующие. К участникам одиночного пикета нередко подходит публика. Люди становятся рядом с участником пикета и начинают расспрашивать о требованиях пикетчика, о целях пикета или вступают в дискуссию. К ним могут присоединиться журналисты.

В соответствии с законом, люди, чьё внимание привлёк участник одиночного пикета, участниками одиночного пикета не являются.

Однако, следует иметь в виду, что в Законе о собраниях и митингах не содержатся такие понятия, как «зрители», «лица, интересующиеся происходящим» и тому подобные. В то же время российская судебная практика в отношении того, кто считается участником одиночного пикета, а кто нет, достаточно противоречива.

На практике нередки попытки, в целях фальсификации административного правонарушения, намеренно создать видимость пикетирования с несколькими участниками. Занимаются этим, как правило, противники данной публичной акции. Сотрудники полиции могут в этих фальсификациях участвовать вольно или невольно, если есть «заказ на фальсификацию».

Третья проблема – проведение одновременно, в одном и том же месте нескольких разнонаправленных пикетов, имеющих разных организаторов и участников.

В таких ситуациях очень непросто определить, имеет ли место нарушение законодательства в виде проведения пикетирования без предварительного уведомления. Сотрудники полиции очень часто добросовестно заблуждаются и, увидев людей, проводящих пикетирование, делают вывод о том, что все эти пикеты объединены единым замыслом и общими организаторами, хотя фактически пикеты проводятся независимо друг от друга.

Важно как можно раньше объяснить сотрудникам полиции, что вы не имеете отношения к другим пикетчикам (другому пикетчику).

Либо надо, не вступая в конфликт с провокаторами, перемещаться таким образом, чтобы увеличить расстояние до 50 метров между собой и другими пикетчиками.

В любом случае надо понимать, что провокаторы имеют задачу сорвать ваше мероприятие, поэтому надо постараться максимально быстро разорвать с ними какие-либо контакты.

На практике встречаются самые разные виды провокаций во время проведения одиночных пикетов. Поэтому целесообразно выходить на такой пикет, по крайней мере, с ещё одним человеком – другом, единомышленником, родственником… Пока вы проводите одиночный пикет, ваш соратник наблюдает за происходящим со стороны, не участвуя в пикете, и ведёт видеофиксацию, возможно даже в «живом» эфире, в он-лайн режиме в сети Интернет, сопровождая происходящее своими комментариями. Если появятся люди с непонятными и агрессивными намерениями, то это будет зафиксировано и может быть рассмотрено, в случае необходимости, в качестве доказательств.

Если вы обоснованно подозреваете, что возможны провокации на вашем пикете, то целесообразно заранее письменно предупредить сотрудников отдела полиции, находящегося на территории проведения пикета, и попросить прислать наряд по вашему звонку в случае нештатной ситуации. Если сотрудники адекватно это воспринимают, то это работает. Целесообразно иметь прямой контакт с участковым.

 

Это важно

Является ли формой публичного мероприятия ношение одежды с напечатанными на ней лозунгами или именами каких-либо людей? А если человек в такой одежде оказывается в толпе других людей, заходит в общественный транспорт, является ли это публичным мероприятием, требующем предварительного уведомления властей? Нет, это не является публичным мероприятием. Такого рода применение закона будет абсурдным.

Одиночное неправильное применение закона в таких случаях не может свидетельствовать об ошибочной практике правоприменения в целом.

Также не является публичным мероприятием раздача листовок.

 

 Участие в публичном мероприятии

 Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нём (статья 6 Закона).

Участники публичного мероприятия имеют право, в частности, использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещённые законодательством Российской Федерации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

– выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

– соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Участники публичных мероприятий не вправе:

– скрывать своё лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

– иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

– находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Нужно заранее выяснить, где границы территории проведения митинга, где вход на территорию и где выходы, где находятся сотрудники экстренных служб.

Нужно взять с собой набор необходимых вам лекарств, сердечные и обезболивающие, например.

Очень важно, соответствуют ли агитационные материалы, которые вы принесли на публичное мероприятие, теме данного публичного мероприятия. Лозунги, начертанные на ваших плакатах, могут быть очень правильными и хорошими. Однако, если они не соответствуют теме митинга (иного мероприятия), это будет нарушением правил проведения публичного мероприятия.

Например, на митинг против реновации в Москве вы приходите с баннером с критикой губернатора Московской области. Эта критика в адрес губернатора может быть абсолютно по делу. Однако на митинге против реновации в Москве тема такого баннера не будет соответствовать теме митинга, что будет основанием не только для вашего удаления с территории проведения митинга, но и для привлечения вас к административной ответственности.

Паспорт гражданина лучше брать с собой на публичное мероприятие в подлиннике. Ксерокопия паспорта не является полноценным документом, удостоверяющим личность гражданина.

 

Это важно

Не следует ходить на публичное мероприятие в компании малознакомых и неуравновешенных людей. Посещать публичные мероприятия следует в компании единомышленников, друзей, родственников, которым вы доверяете и на которых можете положиться в непредвиденных ситуациях.

Впечатлительные, эмоционально неустойчивые люди могут своим поведением (возможно, сами того не желая) провоцировать присутствующих на митинге полицейских или оппонентов на агрессивные, насильственные действия.

 

 Надо также иметь в виду, что среди участников митинга могут быть люди, пришедшие туда с целью устраивать провокации. Неуравновешенный человек может достаточно быстро среагировать на провокационные действия либо под влиянием эмоций совершить необдуманные поступки. Если результатом поведения такого участника митинга станет его задержание сотрудниками полиции или Росгвардии, то он может потребовать от вас активных действий в целях его скорейшего освобождения от полицейских. И пытаясь «отбить» его, вы сами окажетесь задержанными. К сожалению, такие случаи на публичных мероприятиях не редкость.

Немалое число молодых людей приходят на митинги с целью выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, свою агрессию, показать себя.

Молодые люди нередко пытаются вступать в дискуссию с полицейскими и сотрудниками Росгвардии, работающими на публичном мероприятии, пытаются стыдить их и даже оскорблять. Кто-то стерпит, а кто-то  применит силу к нарушителю порядка проведения мероприятия. Друзья пытаются заступиться за товарища и становятся в результате фигурантами административных, а то и уголовных дел.

 

Это важно

Не вступайте в дискуссии или пререкания с сотрудниками полиции или Росгвардии, работающими на публичном мероприятии. Не оскорбляйте их, не пытайтесь применять к ним физическое насилие или оказывать сопротивление.

 

На публичном мероприятии избегайте тех мест, где происходит давка, где раздаются крики. Если вы увидели человека, совершающего какие-то агрессивные, насильственные действия, сначала его сфотографируйте, потом сообщите о нём представителям правоохранительных органов. Надо запомнить место и время совершения данных агрессивных действий и того сотрудника правоохранительных органов, которому вы об этих действиях и об этом человеке сообщили. Об этом часто забывают в ходе публичного мероприятия.

Например, 6 мая 2012 года на митинге в городе Москве было задержано несколько провокаторов, и они были переданы сотрудникам полиции. Но потом эти граждане благополучно «исчезли». Ни одного сотрудника полиции, которым этих провокаторов передавали, граждане опознать так и не смогли, так как ничего о них не узнали – ни их фамилий, ни других данных.

 

Это важно

В настоящее время все сотрудники полиции, находящиеся на службе в местах проведения массовых мероприятий, должны иметь нагрудные знаки, по которым каждого из них можно идентифицировать.

При этом нужно иметь в виду, что сотрудники Росгвардии (ОМОН и вневедомственная охрана) таких нагрудных знаков пока не имеют.

К сотрудникам органов внутренних дел относятся, в частности, патрульно-постовая служба и участковые сотрудники полиции, которые присутствуют при проведении массовых мероприятий. При этом Росгвардия оказывает помощь сотрудникам полиции.

 

 Задержания участников публичного мероприятия

 В тех случаях, когда гражданин нарушает какие-либо правила, установленные законом, сотрудники полиции обязаны сделать ему замечание и потребовать прекратить нарушение. Если гражданин нарушение не прекращает, то сотрудник полиции обязан представиться гражданину и после этого имеет право задержать этого нарушителя для составления протокола об административном правонарушении или для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если речь идёт о длящемся в течение какого-то времени нарушении, то данный алгоритм действий сотрудник вполне может соблюсти. Но если нарушение длится секунды – например, происходит драка, стычка, то в таких случаях у сотрудника полиции нет возможности делать замечания, он должен пытаться прекратить правонарушение.

 

Это важно

Если публичное мероприятие не санкционировано и сотрудники полиции используют звукоусилительную аппаратуру для обращения к собравшимся людям, то объявление информации через мегафон равнозначно индивидуальному предупреждению о необходимости прекратить правонарушение.

 

В таких случаях необходимо разумно относиться к действиям сотрудников полиции. Если сотрудник полиции предъявил законное требование, но гражданин его не выполнил, то это может быть расценено как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП РФ). Наказанием может стать административный штраф либо арест на срок до 15 суток.

Сотрудник полиции не вправе применять физическую силу в отношении гражданина, совершающего административное правонарушение.

Однако, если гражданин совершает уголовное преступление, пытается скрыться с места преступления, совершает действия, которые могут угрожать безопасности, здоровью окружающих его людей, или если гражданин не выполняет законных требований сотрудников полиции, то у полицейских есть ограниченное право применения физической силы в отношении данного нарушителя. Что полицейские обычно и делают: подходят, заламывают руки и на большой скорости ведут человека к автобусу или к иному транспортному средству, чтобы затем доставить его в отделение полиции.

Чаще всего применение физической силы к нарушителю свидетельствует о низком профессионализме сотрудников полиции. Правозащитники знают немало случаев, когда с момента задержания гражданина и до того момента, когда задержанного выпустили из отделения полиции, полицейские ни разу не входили с задержанным в физический контакт. Не то чтобы руки не заламывали, но даже не прикасались. И это не связано с какими-то указаниями начальства. Это связано с профессионализмом полицейских.

Сегодня ни один уважающий себя руководитель органа полиции (в Москве, по крайней мере) не даст указание задерживать в жёсткой форме нарушителей правил проведения публичных мероприятий. Этим грешат сотрудники Росгвардии, потому что они привыкли это делать и не умеют иначе, а также полицейские, не имеющие опыта работы на публичных мероприятиях.

Задача участников публичного мероприятия при контакте с сотрудниками полиции или Росгвардии – понять суть их претензий и требований, а также законны эти требования или нет. Законные требования нужно выполнять. Если требования и действия сотрудников правоохранительных органов незаконны, то их нужно обжаловать как только представится возможность для этого.

На месте проведения публичного мероприятия не нужно вступать в пререкания с полицейскими. Часто бывает так – первое требование полицейского было незаконным, но в ходе конфликта между гражданином и полицейским, в пылу спора и выяснения отношений, гражданин совершает какие-то действия, в результате которых действия полицейского приобретают законный характер.

Например, полицейский говорит участнику публичного мероприятия: «Проследуйте с нами в машину!». Гражданин отказывается делать это. Тогда полицейский предлагает гражданину предъявить документ, удостоверяющий личность. И это вполне законное требование при данных обстоятельствах. В условиях, когда предполагается, что гражданин совершил правонарушение, у сотрудников полиции есть право проверки документов. Гражданин отказывается и пытается уйти. Соответственно, теперь уже имеет место неисполнение законного требования сотрудника полиции, что само по себе, вне зависимости от того, что было до этого, может повлечь административную ответственность.

 

Это важно

Кодекс об административных правонарушениях РФ не содержит института подозреваемого, в отличие от Уголовного кодекса РФ. Поэтому основанием для проверки документов и для помещения гражданина в специальное транспортное средств может быть подозрение в совершении административного правонарушения.

 

Находясь на публичном мероприятии, по требованию сотрудника полиции вы проследовали (или вас отвели, отнесли) в специальное автотранспортное средство полиции.

К сожалению, законом не определён предельный срок нахождения человека в специальном автотранспортном средстве полиции.

По общему правилу срок задержания гражданина начинает течь с момента, когда свобода человека физически ограничена. Однако при задержании по подозрению в совершении административного правонарушения (административного задержанного) срок задержания исчисляется с момента доставления в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (статья 27.2 КоАП РФ).

В связи с отсутствием предельного срока доставления административного задержанного на практике имеют место различные злоупотребления: задержанных долго держат в автобусе (ином транспортном средстве); могут пересаживать из одного автобуса в другой; перевозят из одного отдела полиции в другой; высаживают во дворе органа полиции, из-за чего задержанный не считается доставленным в помещение органа полиции и срок задержания не начинается.

 

Это важно

Для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны сотрудников полиции или Росгвардии или свести их к минимуму, нужна очень хорошая координация действий организаторов, а также участников публичного мероприятия. Если вы видите, что кого-то задержали незаконно, нужно привлечь внимание других участников данного мероприятия и простых зрителей к факту нарушения прав гражданина. Нужно записать имена и фамилии свидетелей, их контактные данные, зафиксировать, по возможности, факт нарушения на фото- или видеоаппаратуру с указанием даты записи.

В тот момент, когда человека задержали на публичном мероприятии, его знакомые, друзья могут подойти к старшему на данном мероприятии сотруднику полиции и поговорить с ним о сроке нахождения задержанного в автобусе или ином специальном транспортном средстве, подойти к наблюдателям на данном мероприятии и обратить на это их внимание.

Можно позвонить дежурному в орган внутренних дел города или района, на территории которого происходит публичное мероприятие. Можно позвонить в «ОВД-инфо» или связаться с журналистами, выложить информацию о задержании в Интернет.

Когда задержанного уже доставили в отдел полиции, его друзья, родственники, знакомые могут сообщить оперативному дежурному данного отдела полиции о том, что были свидетелями событий на митинге или ином публичном мероприятии, на котором был задержан их родственник (знакомый), и попросить полицейского их опросить по данному факту.

Родственники (знакомые) вправе быть свидетелями в суде при рассмотрении административного дела.

Записывайте или фиксируйте иным способом любую информацию, связанную с вашим нахождением на публичном мероприятии и с вашим задержанием сотрудниками полиции. Не надейтесь на свою память, так как находясь в стрессовом состоянии, вы многое можете забыть. Со временем вы начнёте путаться в хронологии событий. И это нормально, так как эти факты фиксируются кратковременной памятью человека.

 

Если участника публичного мероприятия задержали, то с момента препровождения его в служебное транспортное средство (в автобус, например) ему нужно узнать и запомнить (или записать): а) номер автобуса, на котором его везли в отдел полиции; б) фамилии, имена и контактные данные тех людей, которые с ним находились в автобусе и могут при необходимости подтвердить обстоятельства проведения публичного мероприятия и задержания; в) фамилию, имя, должность (номера нагрудных знаков) сотрудников полиции, которые его доставили, а также время доставления в отдел полиции.

 

 Вы доставлены в отдел полиции

 Оказавшись в отделе полиции, спросите наименование отдела полиции, куда вас доставили; перепишите информацию с бейджика оперативного дежурного в данном отделе полиции. У оперативного дежурного можно узнать фамилию и звание сотрудника, который будет заниматься оформлением ваших документов.

Узнайте также телефон дежурной части данного отдела полиции, с тем чтобы ваши родственники, знакомые могли получить информацию о вас.

После доставления в отдел полиции вы вправе позвонить своим родственникам и друзьям и сообщить, где вы находитесь и какой сотрудник полиции занимается вашим делом. Можно также сообщить предполагаемое время освобождения из отдела полиции и предполагаемую статью КоАП РФ, по которой вам могут предъявить обвинение в совершении административного правонарушения.

Ключевым документом при оформлении задержанного является рапорт сотрудника полиции. В 90% случаев ваша судьба и тяжесть предъявленных вам обвинений будут зависеть от того, что будет написано в этом рапорте об обстоятельствах совершения вами тех или иных действий. Поэтому очень важно пообщаться с сотрудником полиции, который будет составлять этот рапорт, и посмотреть, насколько добросовестно он оформляет этот документ.

 

Это важно

Если вас задерживал один полицейский, а пишет рапорт о задержании другой сотрудник полиции, то нужно обратить внимание сотрудников полиции на тот факт. Сообщите им, что сотрудник, составляющий рапорт о задержании, вас не задерживал.

 

Условия содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормы питания и медицинского обслуживания таких лиц определены постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003г. №627.

Согласно нормам, установленным указанным постановлением Правительства РФ, административного задержанного вправе поместить в камеру площадью не менее 4 м²етров на человека. Но эти нормы не применяются к помещениям, которые не предназначены для содержания задержанных граждан. Например, человека посадили в холле или коридоре отдела полиции.

Если задержание длится более трёх часов, задержанным обязаны предоставить горячее питание по установленной норме. Обычно это пища быстрого приготовления. В ночное время задержанному обязаны предоставить спальное место.

Что из себя должно представлять «спальное место» – только лишь матрас и подушка или в том числе и постельное бельё и одеяло – в постановлении Правительства РФ от 15 октября 2003г. №627 не расшифровывается.

Задержанный имеет право на телефонные переговоры.

При доставлении в отдел полиции человек вправе держать при себе документы (кроме паспорта), еду и лекарства, мобильный телефон, другие личные вещи, не запрещённые к обороту. Забрать могут только паспорт и предметы, имеющие отношение к правонарушению. Деньги и ценные предметы изымаются и помещаются в специальные сейфы. Паспорт возвращается, когда человека отпускают из отдела полиции

Если задержан несовершеннолетний, то ему обязаны предоставить адвоката или защитника. Кроме того, сотрудники полиции обязаны сообщить родителям задержанного несовершеннолетнего гражданина о факте задержания и о месте содержания ребёнка.

В целях выяснения личности задержанного могут быть совершены определённого рода действия. В частности, если его личность не установлена, то его сфотографируют и дактилоскопируют.

Держать задержанного человека более трёх часов, если его личность не установлена, возможно только в случаях, если есть основания полагать, что задержанный 1) нарушил миграционное законодательство или 2) нарушил государственную границу России. В остальных случаях задержанного по подозрению в совершении административного правонарушения обязаны освободить через три часа после доставления в отдел полиции. При этом данные человека, личность которого не установлена, указываются в протоколе с его слов.

Если сотрудники полиции не успевают оформить всех задержанных за три часа, то должны отпускать этих людей. Предельный срок задержания 48 часов, двое суток.

Бывают экстренные ситуации, к которым сотрудники полиции оказываются не готовы. Например, такое случилось после шествия 26 марта 2017г., когда задержанных было очень много. Но даже в такой ситуации самое длительное задержание не превышало двух суток и 4 часов. Сотрудники одного из отделов полиции были не готовы, сработали непрофессионально. Начальник этого отдела получил взыскание.

Несовершеннолетнего задержанного могут держать в отделе полиции до приезда родителей. Применяется в данном случае Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Если родители за три часа не смогли приехать, то теоретически ребёнка могут направить в специальную больницу для детей-беспризорников.

 

Дактилоскопированиеи фотографирование

Человека могут дактилоскопировать и фотографировать с его разрешения. Если он не согласен, то такие действия сотрудники полиции вправе осуществлять в случаях привлечения данного гражданина к уголовной ответственности.

Если речь идёт о привлечении к административной ответственности, то дактилоскопирование и фотографирование без согласия задержанного возможно только в том случае, если за правонарушение, в котором он подозревается, законом предусматривается административный арест.

Часто бывает такое нарушение: человек проходит дактилоскопирование и фотографирование, а потом спрашивает, на каком основании это было сделано. Ему отвечают: «Мы предложили, а вы не отказались..». То есть, сотрудники приняли неосведомлённость за согласие. Поэтому надо требовать от сотрудников полиции, чтобы они отмечали в протоколе, дал ли человек согласие на указанные мероприятия или нет.

Нужно ли подписывать протоколы и иные процессуальные документы, составленные сотрудниками полиции?

Какого-то общего алгоритма действий в данной ситуации нет. Всё зависит от конкретной ситуации и ваших юридических познаний.

Если сотрудники полиции настроены доброжелательно, то можно подписать документы, ими составленные, предварительно внимательно их прочитав. Однако, если есть какие-то обстоятельства, которые вы считаете важными, а при записи с ваших слов эти обстоятельства были упущены, вы можете самостоятельно изложить на бумаге эту информацию. Скажите сотруднику полиции, что хотите собственноручно написать свои объяснения или дополнить то, что упустил сотрудник.

В принципе, не важно, кто изложит события, связанные с действиями, которые вам вменяют полицейские. Разные люди по-своему изложат одни и те же события. Это нормально и ничего в этом страшного нет. Это может иметь значение в том случае, если со стороны сотрудников полиции имеют место попытки фальсификации, когда протокол, составленный сотрудником полиции, искажает реальные события и смысл ваших слов.

Если вы видите, что они пытаются запутать вас, обмануть, придать иной смысл вашим словам, то есть основания насторожиться. Например, вас спрашивают, что вы делали там-то и там-то. Вы отвечаете, что шли в магазин, чтобы купить корм для собаки. «А вы видели митинг?» – спрашивает полицейский. «Видел», – отвечаете вы. «Вы подошли, чтобы принять участие в митинге?» – «Мне стало любопытно», – отвечаете вы. «Правильно ли я понимаю, – продолжает полицейский, составляющий протокол, – что вы шли по улице, заинтересовались митингом и решили принять в нём участие?»

Полицейский «по-своему» изложил события и ваши мотивы. Но в этом примере очевидно искажение ваших слов. Проявить любопытство и попытаться узнать, что происходит, и принять участие в митинге – это совершенно разные вещи с разными правовыми последствиями.

Но бывают и прямо противоположные ситуации. Задержанный, не обладая юридическими познаниями, так излагает события, что рядовое нарушение правил проведения митинга превращается чуть ли не в преступление.

Например, один 17-летний задержанный решил собственноручно написать о том, как на митинге его друг залез на дерево и чуть не упал оттуда. Он решил помочь другу и обратился к полицейскому, стоявшему рядом, чтобы тот помог парню слезть с дерева без травм. Полицейский не сразу услышал и молодому человеку пришлось тянуть его за руку…

Сотрудник полиции, прочитавший «сочинение» задержанного, был шокирован такими объяснениями и стал записывать обстоятельства со слов задержанного, иначе несовершеннолетний мог изложить «своё видение» событий на несколько статей Уголовного кодекса РФ.

В разных отделах российской полиции правоприменительная практика складывается по-разному.

 

Чем может помочь защитник?

Могут ли в качестве защитника выступать родственники?

 Понятия «общественный защитник» уже нет в российском законодательстве с 2001г. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ есть такие понятия: «адвокат», «защитник из числа родственников и иных лиц», «представитель потерпевшего».

С 2001г. защитник из числа родственников и иных лиц допускается наряду с адвокатом на основании определения суда. А защитник по делам, рассматриваемым мировым судьёй, участвует в деле помимо адвоката без судебного разрешения, только на основании ходатайства самого обвиняемого.

Защитник, допущенный к защите гражданина, задержанного за административное правонарушение, действует как на основании адвокатского ордера, так и на основании доверенности от гражданина. Специального ходатайства или заявления от задержанного не нужно. Доверенность составляется в простой письменной форме.

По закону не требуется наличие у защитника юридического образования. Также защитник не обязан иметь статус адвоката.

Распространённая ошибка – защитник появляется в отделе полиции и заявляет, что пришёл защищать тех, кто задержан. Когда его просят назвать фамилии задержанных, которых он будет защищать, он отвечает, что не знает фамилии и имена этих людей. В этом случае его вправе не допустить к задержанным. К таким «защитникам» в полиции зачастую относятся с опасением.

Бывает, что сотрудники полиции просят показать уже оформленную доверенность от гражданина. Пришедший защитник на это отвечает, что сейчас встретится со своим подзащитным и оформит эту доверенность. И так они «бодаются» в течение тех самых трёх часов, пока задержанного не выпускают из отдела полиции.

 

Это важно

Целесообразно заранее заготовить бланки доверенностей на представление интересов граждан. При этом в бланке фамилии и имена могут быть и не указаны, но защитник должен знать, кто ждёт его в отделе полиции. «У вас задержан Иванов Пётр. Вот, передайте ему, пожалуйста, бланк доверенности для заполнения и верните мне».

Фамилии и имена могут сообщить родственники, знакомые, соратники.

 

Конечно, подлинность подписи задержанного, от имени которого защитнику выдана доверенность на право представлять его интересы, может быть оспорена. Однако, если задержанный подписывает доверенность в присутствии сотрудника полиции, то ссылки на подделку подписи задержанного будут безосновательными.

Достаточно типичным является злоупотребление сотрудниками полиции правом допуска защитника к задержанному. Иногда полиция изо всех сил пытается защитника не пускать.

Имеет место и злоупотребление со стороны защитника своим правом осуществлять защиту.

Иногда бывают случаи, когда приход защитника для участия в деле ухудшал положение задержанного гражданина. Такое может случиться, если полицейские не очень хотят возбуждать в отношении задержанного административное производство, не хотят оставлять его на ночь и пытаются как можно быстрее оформить документы, максимально примитивно заполняя бланки. Зачастую они готовы объявить задержанному предупреждение, не привлекая к административной ответственности.

Но появляется защитник, вступает в конфликт с полицейскими, настраивает их против себя и против своего подзащитного. Полицейские начинают готовиться к многочисленным ходатайствам защитника по этому делу и более тщательно подходят к составлению протоколов. В результате задержанный остаётся на ночь. А на следующий день суд выносит постановление об административном аресте задержанного. Неразумная напористость и активность защитника может и навредить.

Родственник также может быть защитником административного задержанного. Это может принести пользу, если этот родственник обладает хотя бы минимально необходимыми юридическими познаниями и знает правоприменительную практику.

Родственники и друзья принесут больше пользы задержанному, если снабдят его питьевой водой и едой, а также морально его поддержат. Полезно будет принести «зарядку» для телефона, ручку и бумагу.

 

Документыв административномпроизводстве

Через три часа после доставления административного задержанного в отдел полиции должны быть составлены следующие документы: 1) рапорт (его не обязаны вручать человеку); 2) протокол об административном правонарушении.

Могут составляться также и другие документы: протокол о задержании, протокол о доставлении, протокол досмотра и т.д. Но это необязательно. В протоколе о привлечении к административной ответственности может быть указана вся та же информация, которая содержится в указанных протоколах.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (статья 27.4 КоАП РФ).

Задержанный по административному делу вправе затребовать выписку из книги учёта доставленных, где указано, когда его доставили, кто доставил, на каком основании.

Досмотр проводится по усмотрению сотрудника полиции. Если он считает, что при человеке есть запрещённые предметы или предметы, имеющие отношение к правонарушению, то досмотр проводится.

В административном производстве основным документом является протокол о совершении административного правонарушения.

При составлении данного протокола физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чём делается запись в протоколе.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Физическое лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ).

Все материалы по делу, включая и этот протокол, передаются начальнику органа внутренних дел для вынесения решения о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о привлечении человека к административной ответственности или об отказе в передаче материалов в суд.

 

Что нужно делать

• Агитационные плакаты, листовки, баннеры (агитационная продукция) должны соответствовать теме публичного мероприятия.

• Нужно заранее выяснить, где границы территории проведения публичного мероприятия, где вход на эту территорию и где выходы. Где находятся сотрудники экстренных служб.

• Нужно взять с собой набор необходимых вам лекарств (сердечные и обезболивающие, например).

• Старайтесь фиксировать любую информацию, связанную с вашим нахождением на публичном мероприятии и с вашим задержанием сотрудниками полиции. Не надейтесь на свою память, так как, находясь в стрессовом состоянии, вы многое можете забыть.

• Нужно заранее заготовить бланк доверенности для вашего возможного защитника. Такая доверенность оформляется в простой письменной форме.

 

Что не нужно делать

• Не вступайте в беседу или пререкания с сотрудниками полиции или Росгвардии, не оскорбляйте их.

• Не пытайтесь демонстрировать сотрудникам органов внутренних дел, работающим на публичном мероприятии, свою «крутизну» и «смелость». Не толкайте, не бейте сотрудников полиции и Росгвардии.

• Не оказывайте сотрудникам полиции или Росгвардии сопротивления при задержании.

• Ни в коем случае не пытайтесь выхватывать у сотрудника полиции его табельное оружие или спецсредства.

Информация об авторе

А.В.Бабушкин,

член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Комитета за гражданские права

Список статей автора

09.12.2017, 1727 просмотров.