jk-press@list.ru
Что делать с безбилетниками?
Аналитики Государственной Думы РФ подготовили Обзор законодательства субъектов Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере борьбы с безбилетным проездом на транспорте общего пользования |
Чем вредны «зайцы»?
Проблема безбилетников (в быту – «зайцы») на транспорте является одной из самых застарелых и трудноразрешимых. Причины, по которым граждане, садясь в городской общественный транспорт или в пригородную электричку, не желают платить за проезд, разные. На первом месте, скорее всего, мотивы экономического характера – тарифы на перевозки обгоняют темпы роста доходов населения и для некоторых категорий граждан расходы на проезд становятся чересчур обременительными.
В то же время убытки, которые приносят безбилетники огромны: только Московская железная дорога ежедневно теряет из-за них до 200 тысяч рублей на каждом направлении.
«Зайцы» в электричках – давняя головная боль железнодорожников, их количество составляет 35–40% от общего количества пассажиров. И решения этой проблемы также найти пока не удалось: у Российских железных дорог (ОАО «РЖД»), наиболее заинтересованной стороны, нет никаких правовых рычагов воздействия на безбилетников. Однако и избранный ОАО «РЖД» способ – постоянное повышение цен на билеты – представляется бесперспективным.
Небольшой опрос, проведённый в январе журналистами в одном из сообществ «Живого журнала» (ЖЖ), показал, что 59,7% опрошенных жителей Москвы и Подмосковья после двойного повышения цен на билеты решили попросту не платить за проезд и избегать встреч с контролёром. Они подсчитали, что им теперь придётся платить за проезд на работу около 3 тыс. руб. в месяц, а многие просто не могут себе это позволить.
Всё это подтверждает, что у такого явления, как засилье безбилетников в общественном транспорте, в первую очередь социальная подоплёка. В конечном итоге «зайцы» – обычные люди, большинство из которых нарушает правила не из принципа, а в силу обстоятельств – финансовые проблемы, отсутствие работы и т.п. Например, в Московском регионе в период кризиса увеличилось количество «зайцев», ежедневно курсирующих из области в Москву и обратно в поисках работы.
Однако нельзя забывать и о моральной стороне вопроса, ведь никому не приходит в голову бесплатно выносить из магазина продукты, сославшись на отсутствие денег. По мнению главы ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» Евгения Хмелевских, сейчас мы пожинаем плоды безалаберных 1990-х годов. Тогда выросло поколение пассажиров, свято уверенных в бесплатности электричек. Взывать к их совести бесполезно: они подчинятся только законным аргументам представителей государства.
На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. В связи с принятием 9 ноября 2009 г. Федерального закона № 249-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» контролёры теперь не имеют права брать с безбилетников штрафы на месте.
Сегодня новый порядок практически исключает такую меру воздействия на безбилетников, как денежный штраф. Контролёры, уличив пассажира в безбилетном проезде, должны предложить ему погасить проездной талон, оплатить проезд или покинуть транспорт. По словам юриста общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрия Лесняка, если человек откажется это делать, единственный вариант исправить ситуацию – попросить водителя транспортного средства остановиться и не продолжать движение до тех пор, пока безбилетник не выйдет или не расплатится. Однако это может привести к затруднению движения и созданию пробок.
Правда, в конфликтной ситуации контролёры могут вызвать сотрудников милиции, которые составят протокол об административном правонарушении – тогда пассажира отправят платить штраф в ближайший банк. Но это крайняя мера, которая практически не работает. Кстати, сумма штрафа осталась прежней – 100 рублей.
В Москве ежедневно свыше 300 контролёров «Мосгортранса» выходят на маршруты. После внесения изменений в КоАП РФ, их зарплата уже не зависит от количества штрафов. В среднем они получают по 24 тысячи рублей в месяц за то, что взывают к совести пассажира, уговаривая пробить билетик или освободить салон. А «заяц» в этом случае просто перепрыгивает в следующий автобус или троллейбус.
Невольно возникает вопрос: какой смысл содержать армию ведомственных контролёров, которые не могут наказать «зайца» рублём?
В качестве возможного пути выхода из этой ситуации в департаменте транспорта и связи Москвы рассматривается идея создания собственной службы контроля, возможно в форме оперативного отдела контроля. Но в любом случае он должен быть при исполнительном органе государственной власти – тогда у него будут полномочия штрафовать безбилетников.
На Московской железной дороге вместо контролёров по пригородным электричкам давно уже ходят ревизоры. Они тоже не имеют права брать штрафы, а только «обилечивают», беря за услугу 24 рубля «сверху».
В конце января 2010 г. президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что до 30% пассажиров пригородных электричек в России ездят без билетов. Но цифра представляется явно заниженной: обычно при появлении контролёров в вагоне остаётся менее 30% пассажиров.
В любом случае очевидно: граждане в массовом порядке отказываются платить за проезд. Турникеты не спасают, а охранники и контролёры уже заражены коррупцией. Причём за прилюдное получение мзды их даже невозможно привлечь к уголовной ответственности. Кассира-контролёра теоретически можно выгнать за «утрату доверия» как работника, «непосредственно обслуживающего денежные ценности» (так сформулировано в Трудовом кодексе РФ).
По оценкам специалистов ОАО «РЖД» на самых загруженных транспортных узлах – в Москве и Санкт-Петербурге – число пассажиров без билетов и тех, кто берёт самые дешёвые билеты до ближайшей станции, а едет дальше, может достигать 40%. В итоге «зайцы» «прогрызают» огромную брешь в бюджете региональных железных дорог. В целом за 2009 г. убыток железных дорог по всей России от «зайцев» составил 1 млрд долларов. Из них 5 млрд. рублей – это убытки Московской железной дороги, на долю которой приходится половина пассажиропотока страны.
В планах ОАО «РЖД» есть эксперимент для борьбы с безбилетниками, который планируется провести на направлении Москва – Тверь. Суть его следующая. На станции отправления поезда один из двух входов в вагон будет перекрыт и пассажиры смогут войти в вагон только через вторую дверь. Кассир будет стоять у этой двери и проверять билеты у входящих. В случае отсутствия билета пассажиру будет предложено приобрести его у кассира или же покинуть поезд. Второй вход в вагон после отправления состава с начальной станции будет разблокирован. Таким образом, на остановках по пути следования пассажиры смогут сходить с поезда через любой из двух выходов. Это делается, прежде всего, для безопасности пассажиров, чтобы избежать возникновения давки. На остановке кассир снова становится у одного из входов и следит, чтобы в вагон не проникли «зайцы». Если им всё же удастся попасть в поезд через второй вход, кассир может предложить им купить билеты или вызовет охранников, которые высадят безбилетника.
Сейчас билеты у пассажиров в электричках проверяют кондукторы, проходящие по составу во время движения. В отличие от кондукторов кассир не курсирует по электричке, а работает только в одном вагоне. Как надеются в ОАО «РЖД», такая схема позволит решить ещё одну проблему, ведь «зайцами» железнодорожники считают не только тех, кто ездит без билета, но и тех, кто покупает билет до ближайшей от точки отправления станции, а едет на гораздо большее расстояние.
Предложенная схема потребует от кассиров внимания и хорошей памяти – им придётся запоминать, до какой станции едет пассажир, и следить, чтобы он её не проехал. Кроме того, в задачи кассиров и охраны входят контроль за соблюдением порядка в вагонах, а сопровождать составы будут частные охранники и милиционеры, которые раньше реагировали главным образом на уголовные инциденты в пути.
Ещё один «плюс» этой системы – экономия средств. Как показала практика, оснащение вокзалов, с которых отходят пригородные поезда, специальными турникетами для проверки билетов, не особо эффективно и, кроме того, эта система достаточно дорого стоит.
Если эксперимент, проведённый в поездах Москва – Тверь, оправдает ожидания ОАО «РЖД», этот метод будет применён и на остальных направлениях Московского и Санкт-Петербургского узлов.
Региональное законодательство и практика
Как показывает анализ нормативной базы субъектов Российской Федерации, нормы об ответственности за безбилетный проезд в городском и пригородном транспорте содержатся в законодательстве практически всех субъектов. Практически везде они включены в региональные законы (кодексы) об административных правонарушениях, а в трёх субъектах (Иркутская, Московская области, г. Санкт-Петербург) данный вопрос регулируется отдельным законом.
Сумма штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный багаж стандартная – 100 рублей. В Республике Хакасия штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет 100 руб., в пригородном – 200 руб., в Саратовской области эти суммы составляют соответственно 100 и 500 руб., в Брянской области сумма штрафа равна 150 руб., в Омской – от 100 до 150 руб., в Магаданской – от 100 до 200 руб., в Калининградской – от 100 до 300 рублей, в Московской области – 8 МРОТ. Минимальная сумма штрафа установлена в Еврейской автономной области – 20 руб., а максимальная – в Псковской области – 500 руб.
Дела об административных правонарушениях по статьям «Безбилетный проезд» в основном рассматривают административные комиссии, в некоторых субъектах – мировые судьи. Правом составления протоколов наделены должностные лица органов внутренних дел, милиции общественной безопасности, контролёры-ревизоры и иные уполномоченные сотрудники транспортных организаций. Штраф налагается контролёрами, другими работниками пассажирского транспорта, допущенными к контролю, а также сотрудниками милиции.
Изменения, внесённые федеральным законодателем в Кодекс об административных правонарушениях РФ, естественно, привели к корректировке региональных законов.
Так, власти Республики Мордовия уже запретили взимать штрафы за безбилетный проезд; соответствующее решение вынес Верховный Суд РФ по инициативе прокуратуры республики. Теперь порядок наказания безбилетников, не противоречащий федеральному законодательству, придётся срочно разрабатывать местным депутатам.
В структуре Горьковской железной дороги заниматься проблемой безбилетников в новом году будут созданные с 1 декабря 2009 г. в структуре ГЖД пригородные пассажирские компании ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» с центром в Нижнем Новгороде и ОАО «Содружество» в Казани. Основная задача этих компаний как перевозчиков будет заключаться в обеспечении безубыточной деятельности, включающей, в том числе, проведение обоснованной тарифной политики.
В Ярославской области контролёры контрольно-ревизорской службы, проверив наличие билетов у пассажиров, приглашают безбилетных граждан пройти в машину, где находятся два сотрудника отдела милиции. Они оформляют протоколы об административном правонарушении. И если раньше безбилетник мог просто отдать сумму штрафа, то теперь сотрудник милиции спрашивает имя, фамилию, отчество и место проживания. Получив данные на безбилетника, милиционер связывается по рации с дежурной частью, выясняет, есть ли у гражданина другие правонарушения, есть ли какие непогашенные задолженности, не числится ли он в федеральном розыске, не прячется ли от алиментов, и только потом выписывает протокол о правонарушении. Копию отдают нарушителю, а сам протокол доставляется в территориальную районную администрацию Ярославля на рассмотрение административной комиссии. Безбилетник обязан придти на это заседание. Если он не придёт, то комиссия сможет без него рассмотреть дело или наложить ещё штраф за неявку на комиссию. В дальнейшем проблемы у правонарушителя будут нарастать как снежный ком. За один рейд сотрудник милиции оформляет до 20 протоколов об административном правонарушении.
В то же время и в Ярославской области безбилетники – одна из самых больших проблем пригородных поездов. Получается, что сознательные граждане платят за проезд дважды – покупая билет и платя налоги, ведь дотации администрация производит из средств областного бюджета.
Безбилетники порождают ещё одну проблему. Наполняемость поездов специалисты железной дороги анализируют по количеству оформленных проездных билетов, но реальный пассажиропоток в разы больше. «Мы ведь не можем пустить состав, рассчитанный на 300 пассажиров, если по документам в этом направлении ездят 100, – сказал заместитель начальника Северной железной дороги по пассажирским перевозкам Александр Трофимов. – Вот и приходится честным гражданам стоять в тесноте, в то время как пронырливые безбилетники ещё и сидячие места занимают».
Люди, которые стремятся любой ценой проехаться в электричке бесплатно, должны понимать одну простую истину: каждый безбилетный пассажир, прошмыгнувший мимо контролера или кассира, фактически рубит сук, на котором сидит. Если «заяц» сегодня проскользнул в 10-вагонную электричку, то завтра он с удивлением заметит, что она состоит уже только из 8 вагонов. А через три месяца человек придёт, а поезда вовсе нет. Почему? Да потому, что маркетинговые исследования опираются на данные статистической отчётности по продаже билетов. И хотя поток безбилетных пассажиров велик, по статистике выходит, что «населённость» поезда низкая, а значит, поезд надо либо отменять, либо уменьшать количество в нём вагонов.
Одной из проблем, которой уделяется значительно меньше внимания, чем проблеме безбилетного проезда, является ответственность водителей за безбилетный провоз пассажиров. Согласно, например, ст. 70 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области, безбилетный провоз в пассажирском транспорте общего пользования влечёт ответственность для водителей в размере от одной до 5 тысяч рублей. Водители знают, что это нарушение, но объясняют его нехваткой времени. Во время контрольных мероприятий для большинства пассажиров маршруток просьба предъявить билет является неожиданностью.
Иркутская область. На Восточно-Сибирской железной дороге с безбилетных пассажиров в электричках взимают 101 рубль дополнительно к стоимости проезда. Дополнительные деньги к оплате билета взимаются только с безбилетных пассажиров, которые совершили посадку на станции, где работают кассы.
Введение дополнительного сбора было необходимо для противодействия безбилетному проезду в пригородных поездах. Оно также связано с тем, что пассажиры, отказывающиеся приобретать билеты в кассах, создают дополнительный объём работы для разъездных кассиров. Соответственно увеличиваются затраты перевозчика на оплату их труда, а также общехозяйственные затраты, которые вынужден нести перевозчик в связи с необходимостью оформления билетов непосредственно в поезде. Сумма комиссионного сбора рассчитывается, исходя из затрат перевозчика.
Зарубежный опыт борьбы с безбилетным проездом
Англия. При поездке в транспорте Лондона необходимо иметь билет, который даёт право на всю запланированную пассажиром поездку. В противном случае пассажира могут оштрафовать. Билет необходимо покупать перед началом поездки, а в автобусах, где билеты продаются у водителя или кондуктора, – немедленно после посадки.
Контролёры могут работать как в форме, так и в штатской одежде. Но в любом случае у них обязательно есть удостоверение-карточка, которую пассажир может попросить показать. Штраф за безбилетный проезд составляет 10 фунтов в лондонском метро и 5 фунтов – в автобусе. Интересно то, что штраф можно обжаловать в течение 21 дня с момента выписки, для чего необходимо подать апелляцию.
В Манчестере самый популярный вид транспорта – трамваи, но безбилетный проезд здесь строго наказывается штрафом в 85 фунтов.
Франция. Вход в автобусы осуществляется в переднюю дверь через турникет (валидатор). «Обилечивание» в автобусах возложено на водителей; билеты для проезда в трамвае можно купить на трамвайных остановках, вход в трамвай – через все двери.
Штраф за безбилетный проезд – 35 евро, за непробитый билет – 25 евро. Если «заяц» начинает пререкаться с контролёром, сумма штрафа возрастает.
В метро пассажиру необходимо сохранять билет до тех пор, пока он не выйдет вновь на поверхность, потому что в метро можно встретить контролёров в самом неожиданном месте, а также потому, что при выходе нужно будет вновь пропускать билет через турникет, что бы он открылся.
Штраф за безбилетный проезд в метро составляет 37 евро. «Заяц» может сколь угодно долго прикидываться глухо-слепым иностранцем, не понимающим никакой язык на свете, без денег и родственников, без документов, или щеголять корочкой генерала любых войск – уплаты штрафа всё равно не избежать. Нарушителя доставят в полицейский участок и найдут способ взыскать штраф.
В Германии штрафы за безбилетный проезд весьма высоки – от 20 до 60 евро. Контролёры в метро – обычное явление. По неофициальной информации, безбилетный проезд вполне может стать основанием для внесения в чёрный список иностранцев, нежелательных для въезда в Германию
В Берлине штраф за безбилетный проезд составляет 30–40 евро в зависимости от зоны. В Гамбурге штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро; во Франкфурте-на-Майне – до 40 евро. Билеты нужно приобретать заранее и сохранять до конца поездки.
В Австрии штраф за безбилетный проезд составляет от 40 евро плюс стоимость проезда. Садясь в транспорт, нужно прокомпостировать свой билет – только в этом случае он считается действительным.
В Испании пойманным безбилетникам грозит штраф в размере 40 евро, или 20 евро в случае, если плата будет внесена в течение 48 часов после его наложения. Если безбилетный пассажир не заплатит штраф, городские власти могут заморозить его банковский счёт. Такая участь постигла в 2008 г. 1300 человек. Для того чтобы отучить неплательщиков от вредной привычки ездить в общественном транспорте бесплатно, размер штрафа увеличивают до 150 евро при повторном случае нарушения и до 600 евро, если безбилетник попадается с поличным в третий раз.
Не так давно вступил в силу новый закон, ужесточающий меры против безбилетных пассажиров, наносящих значительный ущерб бюджету общественного транспорта. Штраф за безбилетный проезд в метро и наземном транспорте повысился и составляет теперь внушительную сумму в 50 евро.
Оформленный на месте преступления штраф должен быть выплачен «зайцем» в течение 30 дней с момента совершения административного правонарушения. Впрочем, если пассажир готов заплатить штраф сразу, то величина его снижается до 25 евро.
Администрация городского метрополитена Барселоны активно лоббирует перед властями новый законопроект, согласно которому безбилетные пассажиры будут обязаны выплачивать административный штраф от 150 до 600 евро.
Греция. Согласно заявлению Организации общественно транспорта Афин (OASA), пассажиры, уличённые в неоплаченном проезде, будут подвергаться штрафу в размере 60-кратной стоимости проездного билета. Данный шаг направлен на сокращение убытков в десятки тысяч евро, вызванных нежеланием жителей города и туристов оплачивать услуги городского транспорта. Согласно результатам исследований, в центре и на западе Афин безбилетниками в основном являются иностранцы, тогда как в других частях греческой столицы – «забывчивые» греки. Одновременно с этим OASA объявила о том, что к концу 2010 г. в афинском метро будет введена новая система оплаты проезда с использованием пластиковых проездных билетов, которые позволят пассажиру проехать ровно то расстояние, которое он оплатил. Новые смарт-карты, которые заменят существующие однодневные, недельные, месячные и годовые проездные, а также билеты на одну поездку, будут содержать микрочип, содержащий информацию о поездке, которая будет считываться при проходе через автоматический турникет. Данный проект стоимостью более 35 млн. евро в дальнейшем охватит электрическую железную дорогу Афины-Пирей, пригородные электрички, трамваи и, наконец, городские автобусы и троллейбусы.
В Италии штраф за безбилетный проезд составляет 30–40 евро.
В Чехии в трамваях, автобусах отсутствуют кондукторы, контроль осуществляется контролёрами. Билеты единого образца на все виды транспорта продаются в киосках, магазинах, через автоматы, а также введена оплата через СМС-сообщения (с момента введения этой системы продажи выросли на 20%).
В Венгрии за отсутствие проездного документа оштрафуют в 13-кратном размере от стоимости проезда, который составляет обычно около 1 евро.
Финляндия. За безбилетный проезд взимается штраф 50 евро плюс стоимость билета на одну поездку.
В Дании штраф за безбилетный проезд 500–600 крон.
Канада. В метро Монреаля вскоре должна появиться новая служба, сотрудники которой будут проверять билеты пассажиров. В общей сложности под землёй будут работать 120 контролёров. У каждого из них будет при себе небольшой прибор, который позволит считывать данные билетов. Пассажиры, у которых не будет при себе проездной карты или талончика на проезд, будут оштрафованы. Первоначальная сумма штрафа составит 214 канадских долларов, однако, в случае повторного отсутствия проездного документа пассажиру придётся заплатить 500 канадских долларов.
В Японии в поездах обычно за безбилетный проезд требуют заплатить тройной размер стоимости билета, при этом стоимость билета зависит от зоны поездки. Если возникают какие-то проблемы с нарушителями, железнодорожники без колебаний отдают их полиции. Например, за перепрыгивание через турникет обычно сразу выставляют счёт за причинение материального ущерба, как если бы нарушитель сломал этот самый турникет.
В Японии самый дорогой в мире общественный транспорт, но, в отличие от всех других стран, в нём вообще не предусмотрены штрафы за безбилетный проезд; может быть потому, что проехать без билета при существующей системе контроля на выходе и выходе там практически невозможно.
Уникальный случай произошел в Индии, где за безбилетный проезд индийскую девочку лишили свободы на девять лет. Анита Мазундар была снята с поезда в штате Бихар (на востоке Индии) в 1996 г. Так как девочка не смогла заплатить штраф в размере 300 рупий (около восьми долларов), она была помещена в дом предварительного заключения для малолетних правонарушителей.
Только благодаря приезду инспекции Верховного Суда в Деогхарский дом предварительного заключения, Анита попала в поле зрения правосудия, по требованию которого и была отпущена на свободу летом 2005 г. Администрация дома предварительного заключения объяснила девятилетнее содержание девочки в их заведении тем, что Анита не смогла назвать свой домашний адрес. По решению Верховного Суда местное правительство выплатило уже взрослой Аните Мазундар компенсацию за потерянное детство в размере 100 тысяч рупий (1 доллар = 43 рупии).
На пространстве СНГ интересным представляет опыт Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за безбилетный проезд урегулирован в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Сумма штрафа составляет 0,2 базовой величины (базовая величина = 35 тысяч белорусских рублей) и его сумма составляет 7 тысяч белорусских рублей (в пересчёте на российские рубли – 69 рублей). Кроме того, введена накопительная система штрафов за безбилетный проезд, а в случае неоднократного нарушения размер штрафа увеличивается, а также появляется возможность привлечь нарушителя к общественным работам. Контролируют данную сферу органы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
В Азербайджане за проезд в общественном транспорте без билета налагается штраф в сумме, равной 10 долларам.
В Армении за безбилетный проезд пассажиров, а также провоз без проездного документа детей в возрасте от 10 до 16 лет налагается штраф в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, то есть 10 долларов. Одновременно с этим взыскивается стоимость проезда от места посадки пассажира до пункта назначения.